0
1623
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.05.2004 00:00:00

Безопасность и экономика плохо совмещаются

Тэги: украина, белоруссия, казахстан, еэп, интеграция


украина, белоруссия, казахстан, еэп, интеграция Совместное использование Байконура – один из примеров наиболее успешного экономического сотрудничества государств ЕЭП.
Фото Reuters

В двадцатых числах мая президенты Украины, России, Белоруссии и Казахстана встретятся в Крыму, чтобы обсудить дальнейшие шаги по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Как известно, в апреле парламенты четырех стран ратифицировали соглашения о формировании ЕЭП. При этом правительства этих стран намерены до конца 2004 года подготовить пакет соглашений, которые необходимо подписать для создания ЕЭП (их около 100).

Между тем основу для экономического объединения должны составить высокотехнологичные оборонно-стратегические и ресурсные факторы: военно-техническое сотрудничество, военное производство, в том числе авиа- и ракетостроение, создание новых видов вооружений. Предполагается, что в рамках ЕЭП будет ежегодно осваиваться от 40 до 70 млрд. долл., а доля освоения в оборонно-стратегической сфере составит от трети до половины всех задействованных ресурсов. Хотя поляризация интересов здесь налицо. Украина и Белоруссия заинтересованы в ЕЭП только в том случае, если Россия и Казахстан будут продавать энергоресурсы по ценам ниже мировых. Не секрет, что именно сырье, прежде всего нефть и газ, доминирует в экспорте этих стран.

При этом на Украине и в Белоруссии главными источниками увеличения ВВП являются машиностроение, производство товаров широкого потребления (58%), строительство, металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность. Рост промышленности здесь за последние три года составил 50–60%, тогда как в России и Казахстане этот показатель равнялся всего 7–13%.

Хотя важные политико-экономические цели, связанные с удвоением ВВП и развитием высокотехнологических производств, которые поставили перед собой Россия и Казахстан, говорят о возможном значительном изменении характера экономик этих стран. В обмен на энергоресурсы государства могут развивать совместное производство самолетов, космических ракет и т.п. Положительные примеры такого сотрудничества уже есть. Во время апрельской встречи президентов России и Украины в Крыму была достигнута предварительная договоренность о создании единого российско-украинского авиакомплекса, который будет выпускать гражданские и военно-транспортные самолеты.

В то же время Воронежское авиационное самолетостроительное общество (ВАСО), Омский авиационный завод, Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова, а также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие завершают совместную разработку нового поколения «Анов», в том числе военно-транспортного самолета Ан-70. На ВАСО уже начато производство нового пассажирского регионального российско-украинского самолета Ан-148. На НПО «Южмаш» и КБ «Южное», которые в советское время разрабатывали и выпускали межконтинентальные баллистические ракеты, с участием России и Казахстана осваиваются совместные конверсионные программы. Уже действует утвержденная в 1993 году «Совместная программа российской Академии наук и Академии наук Украины по фундаментальным космическим исследованиям с использованием автоматических космических аппаратов». Реальные достижения этой программы – проекты «Океан», «Спектр», «Интербол», «Марс-96», «Коронас» по запуску искусственных спутников земли, работающих в автоматическом режиме. Большое внимание уделяется совместной модернизации существующих ракетоносителей, а также созданию носителей на базе МБР, ранее разработанных в союзной кооперации во главе с КБ «Южное». В частности, запланирована дальнейшая модернизация носителей типа «Циклон-2» и «Зенит-2» и запуск их с космодрома Байконур. Россия, Белоруссия и Украина начали совместно модернизировать ЗРК С-125. Новый комплекс будет называться «Печора-2М», и рассматривается возможность продажи его в третьи страны.

Правда, дальнейшей экономической интеграции «четверки» в рамках СНГ могут помешать известные политические расхождения. На Украине ряд политиков и специалистов считают, что интеграция в рамках ЕЭП противоречит курсу страны на вхождение в европейские и евроатлантические структуры.

Сегодня Украина экспортирует на рынок ЕС около 25% своих товаров, а после недавнего вступления в Евросоюз десяти новых членов общий объем украинского экспорта может составить до 35%. Доля стран СНГ в товарообороте Украины составляет около 20%.

По мнению украинских руководителей, Киеву выгоднее и военная интеграция в структуры НАТО. Поэтому в апреле 2004 года Верховная Рада ратифицировала меморандум о быстром доступе войск альянса на территорию страны. Начальник управления Евроатлантического сотрудничества Генштаба ВСУ генерал-майор Леонид Голопатюк заявил по этому поводу, что «период юношеского романтизма в отношениях с НАТО закончился, сейчас начался процесс реальной евроатлантической интеграции Украины». На конец мая намечено подписание между Киевом и альянсом меморандума об использовании силами НАТО украинской военно-транспортной авиации. С помощью Израиля и Болгарии Украина намерена модернизировать по натовским стандартам 217 самолетов МиГ-29, хотя Россия категорически против этого.

Не соблюдает принципы военно-технического и экономического сотрудничества и Казахстан. При том что Россия продает свою военную продукцию союзникам отнюдь не по рыночным ценам, Астана уже заявила о тендере на модернизацию системы ПВО. Участвовать в нем будут не только российские предприятия, но фирмы США, Франции и Германии. А в ходе недавнего визита в Германию президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обсуждал с руководством крупнейшей аэрокосмической компании Европы EADS вопросы возможной поставки в страну новых радиолокационных систем. Беспокойство Москвы вызывают планы Астаны создать на Каспии современный военный флот, а также участие казахстанских военнослужащих в составе оккупационных войск в Ираке. Казахстан уже опередил Россию в строительстве трубопровода в Китай и намерен транспортировать свою нефть в обход РФ по маршруту Баку–Тбилиси–Джейхан.

Единственной верной союзницей России на постсоветском пространстве в вопросах экономического сотрудничества и интеграции остается Белоруссия. Но и здесь имеются проблемы. Москва уже увеличила цены на энергоносители. Из-за этих споров срок заключения контракта перенесен с начала мая на вторую половину месяца. Затягивается и подписание соглашения о создании единой системы ПВО двух стран.

Так что военно-экономическая интеграция на постсоветском пространстве происходит с большими потугами. Хотя компромиссы, на которые готова идти Россия, и та политическая поддержка, которую она оказывает лидерам государств ЕЭП при решении их внутриполитических проблем, во многом могут устранить имеющиеся противоречия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
556
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2280
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1500
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1130

Другие новости