– Скандальный отказ Кишинева от подписания российского плана урегулирования приднестровского конфликта и заявления о замене нынешней миротворческой операции под эгидой России подтверждают, что сейчас не самый лучший период в истории отношений Кишинева и Москвы. Не обманули ли своих избирателей коммунисты, пришедшие к власти во многом благодаря пророссийским предвыборным лозунгам?
– Надежды на то, что кому-то удастся рассорить Молдавию с Россией, никогда не оправдаются. Заявленный в последнее время Кишиневом курс на европейскую интеграцию не противоречит дальнейшему развитию отношений с традиционным нашим партнером – Россией. Мы продолжаем наращивать двустороннее сотрудничество в экономической и других сферах на базе межгосударственного договора, подписанного президентами Владимиром Путиным и Владимиром Ворониным. Да, у нас возникло некоторое недопонимание в вопросе о меморандуме по приднестровскому урегулированию. Определенные сомнения были и у молдавской, и у приднестровской стороны. Кишинев решил не подписывать такой документ второпях. Мы решили направить проект на международную экспертизу. Вряд ли это может препятствовать продолжению переговорного процесса с Тирасполем при активном посредничестве Москвы.
– Судя по всему, в истории с меморандумом президент Владимир Воронин не посоветовался с товарищами по партии. Такое единоначалие противоречит Конституции Молдавии, объявленной парламентской республикой, и традиционной для компартии коллективной форме правления...
– Почему вы решили, что президент ни с кем не посоветовался?! Мы обсудили вопрос о меморандуме на заседании политисполкома Центрального комитета ПКРМ и далее запланировали рассмотреть его на пленуме ЦК. Это подтверждено соответствующими протоколами. Положительных оценок заслуживает и то, что за годы правления Партии коммунистов удалось покончить с извечными раздорами между ветвями власти. Сегодня председатель парламента, премьер-министр и президент без конфликтов и скандалов работают в одной связке.
– Говорят, что после выборов ПКРМ примет более привлекательный, в том числе для западных партнеров, облик социал-демократического формирования...
– Какие-то изменения неизбежны. Программа ПКРМ разрабатывалась в условиях доминирования госсобственности. Сейчас она находится в основном в частном владении. В изменившихся реалиях мы готовим новую стратегию. Поскольку построение коммунизма по-прежнему является нашей главной стратегической целью, определение «коммунистическая» должно оставаться в названии партии. Это не стало непреодолимым препятствием и для взаимодействия с международными организациями. Наше название раздражает лишь оппозицию, питательной основой которой по-прежнему остается антикоммунизм.
– Похоже, на предыдущих парламентских выборах ПКРМ сама не рассчитывала добиться столь впечатляющей победы. На какой результат вы нацеливаетесь на очередных парламентских выборах в феврале 2005 года?
– Хотя мы и не ожидали подобного результата, но мы работали на него, ориентируя первичные организации на получение в ходе выборов не менее 50% голосов. В итоге нас поддержали более половины избирателей, и мы получили конституционное большинство в парламенте. Сейчас мы поставили перед «первичками» аналогичную задачу. Конечно, за годы пребывания у власти нами были допущены ошибки. Но и немало хорошего сделано. К примеру, удалось приостановить падение в экономике, достигнуто реальное повышение уровня жизни, в том числе малоимущих слоев населения. Мы неоднократно уже повышали зарплаты бюджетникам и пенсии. Запланировано повышение минимальных пенсионных пособий и в этом году. Надо признать: жить в Молдавии стало чуть-чуть полегче.
– Недавно молдавские власти запретили поездку в Москву примара (мэра) Кишинева Серафима Урекяну, одного из лидеров местной оппозиции. В муниципальном совете с ним конфликтует и возглавляемая вами фракция ПКРМ. Может ли столичный примар со своими сторонниками составить реальную конкуренцию коммунистам на предстоящих выборах?
– О том, что Серафиму Урекяну не разрешили поехать в Москву, я услышал от него самого. И комментировать этот факт я не буду. Отношения между ним и фракцией коммунистов в муниципальном совете в последнее время перегружены многочисленными проблемами. Посудите сами, даже при формировании руководящего столичного аппарата примар не захотел сотрудничать с нашей самой многочисленной в муниципалитете фракцией. Договорившись за нашей спиной с другими фракциями, в частности с национал-радикальной Христианско-демократической народной партией (бывшим Народным фронтом), он распределил должности преторов (префектов. – «НГ») Кишинева, не включив в их число представителей ПКРМ. В результате в совете фактически был сформирован антикоммунистический альянс. Мы были вынуждены заявить о своем переходе в конструктивную оппозицию, отозвав двух своих представителей с должностей вице-примаров муниципалитета, на которые они были выдвинуты ранее. Не думаю, что при такой политизации самых обычных рабочих вопросов Урекяну серьезно преуспеет в будущем. На выборах, вероятно, его объединение «Молдова ноастрэ» («Наша Молдова») преодолеет 6-процентный барьер и пройдет в парламент. Но получить контрольный пакет голосов в парламенте и претендовать на избрание президентом он, полагаю, не сможет.
Кишинев