0
1628
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.04.2004 00:00:00

Почти мирное размежевание

Евгений Сатановский

Об авторе: Евгений Янович Сатановский - президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока.

Тэги: израиль, палестина, шарон, ясин, терроризм


израиль, палестина, шарон, ясин, терроризм Реалии нынешней жизни в Израиле.
Фото Reuters

В Израиле говорят, что до недавнего времени в стране было две национальных забавы: еда и футбол у телевизора. Сегодня к ним добавилась третья: угадайка «Чего хочет Шарон?».

Личный долг Шарона

А израильский премьер-министр, судя по всему, готовится к окончательному уходу из Газы. Это ясно его сторонникам и его противникам в Израиле, соседям Израиля – Египту и Иордании, палестинцам. Похоже, Шарон намерен окончательно обустроить израильскую границу, какой бы она в конечном счете ни была, закрыв этот вопрос в сроки, отпущенные ему в этой жизни: и физической, и политической.

Скорее всего он воспринимает это как личный долг: последний из легендарных военачальников, завоевавших территории, мало кому доверяет в израильском истеблишменте и явно намерен покинуть политическую арену, не передавая проблему «будущим поколениям», как это сделали его предшественники. Именно поэтому были приняты решения о ликвидации сначала шейха Ясина, а потом его преемника Рантисси – они из тех решений, благодаря которым Израиль в течение полувека сумел остаться на карте Ближнего Востока. Пока во главе ХАМАС стоял ее харизматичный основатель, ни о каком уходе из Газы не могло быть и речи. Но, ликвидируя Ясина, Израиль не решал проблему исключительно собственной безопасности. Для президента Египта, короля Иордании и палестинских «баронов» шейх был не менее опасен.

Вопреки политикам и политологам, предсказывающим эскалацию антиизраильской активности исламистов, войну и прочие «казни египетские», масштаб которых зависит исключительно от их фантазии, смерть шейха разрушила круговорот террора. Рутинной за последние годы стала последовательность: палестинцы проводят теракт – израильтяне бомбят пустые строения, попутно ликвидируя одного-двух террористов, – палестинцы объявляют о готовности объявить ограниченное перемирие, «худну», – израильские левые заявляют, что это исторический шанс, – международная общественность заявляет, что это исторический шанс, – израильское правительство ведет переговоры – перегруппировавшиеся палестинцы проводят новый теракт┘ Разумеется, иногда традиционную схему что-либо нарушало: то теракт успешнее и соответственно реакция на него жестче, то перемирие не успеют объявить до выхода на арену нового шахида, но в целом схема работала.

Перестала она работать после теракта в Ашдодском порту. Возможно, сыграло роль то, что в случае успеха террористов половина города взлетела бы на воздух. Возможно, осознание того, что израильские спецслужбы, успешно противостоящие любым профессионалам, оказались бессильны против непредсказуемых дилетантов. Первоначально, как водится, было ликвидировано несколько террористов «помельче». Шейх объявил о готовности провести переговоры о прекращении терактов внутри «зеленой черты». Было ликвидировано несколько представителей руководящего звена террористических групп. Шейх объявил о готовности провести переговоры о перемирии без предварительных условий. Был ликвидирован шейх. На какой-то момент Шарон стал самим собой – тем самым «бульдозером», за которого голосовали избиратели. Остается вопрос – надолго ли.

Переговоры – удел слабых

Если слова о том, что в случае продолжения террористической деятельности ни Рантисси, преемник шейха Ясина, ни сам Арафат не имеют пожизненной индульгенции, не останутся только словами, ожидать следует не эскалации, а прекращения террора. Как известно, Ближний Восток позитивно реагирует на силовые методы воздействия, полагая переговоры уделом слабых. Если Шарон преодолеет внутриполитические проблемы, в том числе связанные с финансовыми комбинациями его детей, и договорится с американцами, Израиль сможет уйти из Газы, а затем, возможно, и с части Западного берега. Той части, которую сочтет возможной передать палестинскому руководству исходя из военно-политических реалий сегодняшнего дня.

Заранее ясно, что ни арабский мир, ни «мировое сообщество», ни сами палестинцы, ни израильские левые не согласятся ни с одним из вариантов территориального размежевания, приемлемого для Израиля как государства.

Консенсус в вопросах национально-территориальных отношений вообще вряд ли возможен. Превращение Пруссии в Калининградскую область – национальная трагедия Германии. «Северных территорий» в отечественные Курилы – Японии. Продажа Аляски США до сих пор будоражит российское общественное мнение. Примеры можно множить до бесконечности. Вопреки салонным благоглупостям и дипломатическим реверансам, все современные границы либо установлены в ходе войн победителями, либо прочерчены великими державами по своей воле, зачастую вопреки логике и тем более справедливости. Неясно, с какой стати Палестина должна быть исключением.

Единственным объяснением этого может быть то, что окончательное урегулирование палестино-израильского противостояния невыгодно мировому сообществу. Речь идет не о процессе ближневосточного урегулирования, требующем постоянных усилий политиков и дипломатов, Организации Объединенных Наций, «коспонсоров мирного процесса», лидеров «четверки», высокопоставленных бюрократов из Вашингтона, Женевы, Брюсселя, Москвы и их менее титулованных коллег из Осло, Каира или Аммана┘ Процесс сам по себе как раз куда как выгоден, ибо обеспечивает работой поколения журналистов и чиновников со всего мира.

Похоже, однако, что целью ближневосточного мирного процесса является он сам и – если не разорвать этот порочный круг – длиться он будет вечно.

Шарон сегодня пытается разорвать этот круг. Он делает это без палестинцев, ибо партнеров по переговорам на палестинской стороне Израиль не имеет. Это решение имеет свои недостатки, но и свои достоинства.

В конце концов ни в Тегеране, ни в Ялте, где «большая тройка» решала судьбы мира, не присутствовали все воюющие стороны. Результатом усилий израильского премьера может быть сравнительно мирное размежевание израильтян и палестинцев, сегодня воюющих между собой. Торпедировать план Шарона легко: причиной этого может быть масштабный теракт, ущемленное самолюбие кого-либо из политических лидеров или высокопоставленных бюрократов «четверки», уязвленных демонстрацией их профессиональной непригодности или сиюминутные эгоистические интересы «заклятых соратников» из рядов собственной партии. Можно предполагать, однако, что в этом случае взорвется не один «ящик Пандоры», до поры остающийся под спудом.

Кого считать исконным жителем

Обсуждение проблемы палестинских беженцев может, в частности, натолкнуться на вопрос: чего ради БАПОР, агентство ООН, созданное исключительно для них и фактически ими контролируемое, на протяжении десятилетий проводит по отношению к палестинцам политику, в корне отличающуюся от принятой в отношении всех прочих беженцев мира Верховным комиссариатом той же самой ООН? Почему вопрос о компенсациях палестинцам не учитывает имущество евреев, бежавших или изгнанных из стран исламского мира? Почему нужно учитывать в качестве исконных жителей Палестины потомков переселенцев первой половины ХХ века, составляющих, по оценке экспертов, три четверти тех, кто предъявляет сегодня права на ее землю? И с какой стати в ходе территориального размежевания израильтян и их соседей остаются за рамками обсуждения колоссальные территории, приобретенные евреями для построения будущего национального очага на рубеже XIX–XX веков на территории сегодняшних Сирии, Иордании и Ливана, эти земли конфисковавших?

Каждая из этих тем заслуживает особого рассмотрения. Некоторые из них не принято педалировать в Израиле из соображений политкорректности. Другие признаны слишком острыми, ибо с точки зрения израильского истеблишмента могут спровоцировать неадекватную реакцию арабского мира. Третьи – закрыты для обсуждения вследствие наличия «скелетов в шкафу» собственно израильской политической системы. Так, приведение к единым стандартам политики ООН в отношении беженцев уменьшает их численность в палестинском случае с 4–5 миллионов до примерно 200 тысяч человек. Что позволяет решить проблему палестинских беженцев, однако ставит неприятные вопросы не только о политике двойных стандартов, некомпетентности и коррумпированности чиновников ООН, но и о состоятельности этого международного форума как такового.

Потерянной евреями в арабском мире собственности достаточно для того, чтобы палестинцы могли отстроить на ее основе добрый десяток государств. Собственность эта, однако, наряду с конфискованными у «империалистов» Суэцким каналом, нефтяными вышками, трубопроводами и железными дорогами была органично встроена в госсектор египетской, алжирской, сирийской и иракской экономики отнюдь не для того, чтобы ее использовали для решения палестинских имущественных проблем.

Потомки суданских рабов, завезенных в Палестину турками в начале ХХ века для строительства железных дорог, лимитчиков и переселенцев 1920– 1930-х гг., действительно составляют большинство тех, кого принято называть палестинцами. Автохтонное население, в том числе наследники христианизированных и исламизированных евреев и потомки всех без исключения групп переселенцев, живших в Палестине до начала массовой еврейской колонизации, насчитывает едва ли четверть от общего числа арабов Израиля и территорий. Каждая семья, каждый клан и каждое бедуинское племя превосходно помнит, кто есть кто, и проблем в отношениях между ними едва ли не больше, чем между ними и евреями, однако признавать и тем более учитывать это – приземленный прагматизм, недопустимый для левых идеалистов, составляющих костяк израильского «лагеря мира».

Если бы израильтяне и арабы произвели адекватный территориальный обмен, вопрос Голанских высот можно было бы снять с повестки дня, а земельные претензии, основанные не на Библии, а на реальных юридических документах, могли быть выдвинуты Израилем в отношении своих соседей. Но при условии наличия того, что Израиль в отличие от первых лет своего существования больше не имеет политической воли лидеров и профессионализма дипломатов.

Буш согласился с планом Шарона. Египет и Иордания согласятся де-факто, если израильтяне учтут их интересы в сфере безопасности и возьмут на себя неприятную миссию борьбы с исламистским террором. Палестинцы план отвергают. Но все это – до поры. Если Шарон потерпит неудачу – мира в регионе не будет. Но, как это ни парадоксально, сегодня его действия служат интересам не только израильтян, но и палестинцев. Народа, для детей которого собственные лидеры не нашли другой судьбы, кроме превращения в живые бомбы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2359
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3027
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2260
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4001

Другие новости