0
1797
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.04.2004 00:00:00

Не в интересах Запада ставить крест на интеграции с Россией

Эндрю Качинс

Об авторе: Эндрю Качинс - директор Московского центра Карнеги.

Тэги: интеграция, сша, восьмерка, нато


интеграция, сша, восьмерка, нато Москва делает вид, что она равноправный член 'большой восьмерки', а ее партнеры – что они согласны с этим.
Фото Reuters

В последнее время в отношениях между Россией и Западом наблюдается рост напряженности. «Дело ЮКОСа», то, как были проведены парламентские и президентские выборы, все более «советские» черты общенациональных каналов телевидения и некоторые иные события привели к тому, что посол США в России Александр Вершбоу и ряд других западных деятелей дипломатично назвали «несовпадением ценностей». Оживились споры о России и ее месте в международных институтах. Похожим образом и Россия заняла более жесткую позицию в отношении США, НАТО и Евросоюза.

Сомнительная интерпретация истории

К сожалению, многие из этих дискуссий отличаются сомнительной интерпретацией истории и откровенно неконструктивным подходом с обеих сторон. Это особо относится к вопросу о будущей роли России в составе «большой восьмерки», а также ее связей с недавно расширившимся союзом НАТО.

Двухпартийная законодательная инициатива в палате представителей США – проект резолюции палаты № 336, выдвинутый демократом Томом Лантосом и республиканцем Кристофером Коксом, призывает к исключению России из «восьмерки», если она не добьется видимого прогресса по ряду вопросов, включая: а) укрепление законности, в том числе недопущение избирательного судебного преследования и государственного произвола; б) судебная система, свободная от политического влияния и манипуляций; в) свободные и независимые СМИ; г) политическая система, открытая для участия всех граждан и обеспечивающая свободу речей и собраний; д) обеспечение общепризнанных прав человека. Эта резолюция последовала за аналогичной законодательной инициативой в Сенате США, выдвинутой минувшей осенью демократом Джо Либерманом и республиканцем Джоном Маккейном вскоре после ареста бывшего главного менеджера ЮКОСа Михаила Ходорковского.

Бесспорно, в этих резолюциях подняты правильные вопросы. И я, и многие из моих коллег как в составе административных органов, так и вне их на протяжении ряда лет, и особенно в последние шесть месяцев, выражали по этому поводу свою обеспокоенность. Нет сомнений, что по данным вопросам Россия отстает в сравнении с другими странами – членами «восьмерки». Однако официальных критериев членства в «восьмерке» не существует.

Неофициально критериями можно считать, что члены «восьмерки» должны быть демократическими странами с рыночной экономикой, притом крупномасштабной и мощной. Когда Россию пригласили официально стать членом «восьмерки» в 1997 году, она не соответствовала ни одному из этих требований. Даже в настоящее время она подходит лишь по одному из названных пунктов – в 2002 году США и Евросоюз признали ее страной с рыночной экономикой. Даже сейчас, на шестом году экономического роста, Россия не вошла в десятку наиболее экономически мощных стран мира. И хотя Россия вряд ли была совершенной демократией в 1997 году, очень трудно доказать, что в этом вопросе за последнее время произошли позитивные перемены.

«Морковка» для России

Если Россия не приблизилась к тому, чтобы соответствовать этим критериям, то почему же тогда ее приняли? Ответ весьма прост. Мы хотели кое-чего от администрации президента Бориса Ельцина, и в числе того, что могли предложить в обмен, было членство в этом престижном международном клубе. В 1994 году, когда Запад хотел добиться своевременного вывода российских войск из Эстонии, России была предложена «морковка» в виде ее участия в политических дискуссиях «семерки». В мемуарах о российском направлении политики клинтоновской администрации бывший заместитель государственного секретаря Строуб Тэлбот привел высказывание президента Билла Клинтона: «Это довольно простая сделка. Принимаем их в «семерку», а они уходят из Балтии. Если они в составе клуба больших мальчиков, у них меньше причин бить малышей».

Эта же логика действовала в 1997 году, когда было предложено на следующий год официально превратить «семерку» в «восьмерку» в качестве компенсации Ельцину за решение о расширении НАТО. Хотя это выглядит снисходительно – «старику Борису» бросали кость то тут, то там, – именно так строились американо-российские отношения в 1990-е годы, в момент, когда российские мощь и влияние были почти на самом низком уровне за всю историю.

Ельцин прекрасно понимал эту логику, и в своих мемуарах «Президентский марафон» он указал на свою жесткую позицию в отношении расширения НАТО как на главную причину приглашения к участию в «восьмерке». В 1999 году во время переговоров о завершении войны в Косово и участии России в миротворческой операции тогдашний премьер-министр Сергей Степашин признал, что из-за назначенной на конец июня встречи «восьмерки» в Кельне россияне поспешили договориться раньше. Приглашение России в 2002 году стать полноправным участником политических и экономических обсуждений, а также принять у себя встречу «восьмерки» в 2006 году отражало признательность за российскую поддержку в Афганистане после 11 сентября и решение Путина спокойно воспринять следующий раунд расширения НАТО.

Как свидетельствует этот краткий исторический очерк, прием России в состав «восьмерки» был мало связан с ее демократическими и экономическими показателями. Сейчас может быть выдвинут аргумент – и он часто звучит, – будто понижение планки требований ради России при приеме в состав «восьмерки», Совета Европы или других международных организаций было и является ошибкой. Однако в том, что касается членства в «восьмерке», речь идет не об отходе от критериев, а о приеме совсем по другим причинам. На этом фоне попытки пересмотра и призывы исключить Россию по мотивам, которые не были причиной приема, выглядят в какой-то мере как ханжество и лицемерие. Это дает удобную возможность для рисовки в Конгрессе на протяжении выборного года.

Невралгические аргументы против НАТО

Схожим образом недавний прием в НАТО семи новых стран, включая государства Балтии, вызвал уже изрядно потасканные и невралгические аргументы со стороны представителей российских правительственных кругов и политической элиты о потенциальной угрозе со стороны НАТО. Однако трудно поверить, что четыре старых бельгийских реактивных самолета, совершающих патрулирование воздушного пространства Балтии, представляют сколь-нибудь реальную угрозу для России. Так же как и возможное создание малых баз «подскока» в новых странах-участницах вроде Румынии и Болгарии вряд ли создает какую-либо угрозу для России. У России сейчас совсем другие отношения с НАТО, чем во время холодной войны, поэтому приближение баз ближе к российским границам попросту не равнозначно усилению угрозы Москве, как это может вытекать из традиционного военного планирования.

Это все не означает, что между Россией, США и Европой нет разногласий, которые не надо разрешать, равно как и утверждать, что существующие институты полностью приспособились к изменяющимся условиям. В области европейской безопасности предстоит разрешить разногласия по поводу Договора об обычных вооружениях в Европе, включая необходимость его ратификации странами Балтии и выполнение Россией взятых на себя в Стамбуле обязательств вывести военные базы из Молдавии и Грузии. Давайте при этом не забывать, что Россия и НАТО ныне тесно работают над обеспечением оперативной совместимости. Президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов на прошлой неделе подчеркнули важность совместного с НАТО продвижения по позитивной повестке дня.

Даже с учетом регресса демократии в России ее исключение из состава «восьмерки» не стало бы решением проблемы. Одним из мотивов принятия России в «восьмерку» и другие институты был тезис о том, что в процессе взаимодействия с мощными демократическими странами с рыночной экономикой в формате равноправного партнерства Россия со временем приобщится к другим стандартам поведения. И так же как преждевременно провозглашать кончину НАТО (как это делают многие россияне), было бы преждевременным и не в интересах Запада ставить крест на долгосрочных перспективах интеграции России с Западом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
377
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
438
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
301
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
323

Другие новости