Глава Пентагона Дональд Рамсфелд весьма доволен результатами поездки по странам СНГ.
Фото Reuters
С начала 2004 года Россия столкнулась с рядом новых неблагоприятных факторов в сфере военной безопасности. Один из них – расширение НАТО на восток. У российских границ начались дежурные полеты боевых самолетов альянса. Причем НАТО теперь может безгранично наращивать в прибалтийских странах системы обычных вооружений, поскольку Латвия, Литва и Эстония не подписали Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). Москва уже сделала ряд резких заявлений по этому поводу. Так, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что «ядерная составляющая» российской военной доктрины будет пересмотрена. А министр иностранных дел РФ Сергей Лавров считает расширение альянса «ненормальным» явлением. То, что это носит якобы «оборонительный характер», по его мнению, не соответствует действительности.
═
Янки в бывшем СССР
═
При этом чисто дипломатические действия России в отношении расширения НАТО на восток кажутся запоздалыми, как и вся ее внешняя политика, связанная с противодействием активности США и НАТО на постсоветском пространстве. Россию давно предупреждали о возможности такого расширения, однако она «погрозила пальчиком» в сторону альянса уже постфактум. Пока неясно, как будет действовать Москва, когда полеты натовских самолетов вдоль Балтийского побережья станут обычным делом.
Россия еще не обозначила своей позиции к намеченной Вашингтоном новой программе военного освоения постсоветских территорий. Причем мобильные силы США появятся не только в Грузии, но и в Азербайджане, где вот-вот на американские деньги начнется ремонт военных аэродромов. Подобный сценарий предусмотрен и для Центральной Азии. Как стало известно из информированных источников после февральского визита в Ташкент министра обороны США Дональда Рамсфелда, достигнута предварительная договоренность об использовании военных объектов бывшей советской республики для временного размещения мобильных соединений и частей ВС США. Кроме базы Ханабад, янки будут использовать узбекские военные аэродромы и инфраструктуру в Чирчике, Какайде и Термезе. США и НАТО осваивают также территории и других центральноазиатских республик, в том числе союзниц России по Организации Договора о коллективной безопасности. Войска бундесвера осели в Термезе (Узбекистан) и Манасе (Киргизия), в Душанбе французские специалисты совершенствуют военный аэродром, где, кстати, дислоцируются и российские авиачасти. Планируется создать запасные военные базы НАТО в Чимкенте и Алма-Ате (Казахстан). Астана получит от Пентагона значительную военную помощь уже в этом году, в том числе для создания военного флота на Каспии. Хотя Россия не раз выступала против дальнейшей милитаризации Каспия и присутствия здесь третьих стран.
═
Страны СНГ предпочитают Запад
═
Обращает на себя внимание не столько военное расширение сил Североатлантического альянса, сколько изменившееся отношение стран СНГ к России. Если Москва привыкла к требованиям Тбилиси вывести российские военные базы из Грузии, то аналогичные заявления в отношении российских пограничников в Таджикистане режут ухо. Москва, правда, устами руководителя российского погранведомства ФСБ Владимира Проничева уже заявила о том, что «двух хозяев на границе быть не должно. В связи с этим рассматривается вопрос о поэтапной передаче всего участка таджикско-афганской границы под охрану пограничникам Республики Таджикистан». Хотя совсем недавно Проничев констатировал, что «российские пограничники были, есть и останутся в Таджикистане». Но в последнее время таджикские военные руководители, в частности начальник штаба Комитета по охране госграницы генерал Нуралишо Назаров, уверяют, что Таджикистан может охранять границу без помощи РФ. Заметим, что эта уверенность появилась после визита в Таджикистан натовских эмиссаров.
Еще в сентябре 2003 года тогдашний генсек НАТО Джордж Робертсон во время визита в Таджикистан пообещал, что Североатлантический альянс и
ОБСЕ откроют в Душанбе учебный центр, в котором будут готовить пограничников для стран Центральной Азии. Евросоюз по программе технической помощи странам СНГ выделяет Таджикистану 12 млн. евро на укрепление границ. Таджикские пограничники будут учиться за счет средств НАТО, тогда как российские на 50% финансировались Таджикистаном. Причем учебного центра пока нет, а передача границы уже началась. Конечно, в Таджикистане должна остаться 201-я российская мотострелковая дивизия. Но подписание договора о трансформации ее в военную базу вот уже почти год как затягивается.
═
Военные РФ начеку
═
Таким образом, НАТО наступает на постсоветском пространстве, что называется, по всему фронту. Было бы неверно утверждать, что Москва проявляет беспечность. Скорее, у нее нет четкой внешнеполитической программы по отстаиванию своих интересов на территории СНГ. На этом фоне бросаются в глаза довольно жесткие действия Москвы в военной сфере. Ведомство Сергея Иванова в последнее время методично проводит в жизнь программу оборонного строительства и обеспечения безопасности страны военными методами не только на территории России, но и за ее пределами.
Во-первых, в 2004 году на территории России и стран СНГ прошла череда перманентных военных маневров, которые были связаны с действиями альянса по расширению НАТО на восток. По заявлениям руководителей Минобороны РФ эти учения продолжатся, а их интенсивность будет нарастать. Во-вторых, Россия продолжает совершенствовать свои военные группировки за рубежом. Так, после отказа Кишинева подписать меморандум об урегулировании приднестровского конфликта на неопределенный срок завис вывод российских войск из Тирасполя и других районов восточной Молдавии.
═
В Белоруссии кроме ракет
═
С-300, будут размещены воинские части и подразделения ВС РФ. Есть сведения, что помимо средств ПВО в белорусскую армию на льготных условиях Россия поставит принимаемые в этом году на вооружение ВС РФ новые оперативно-тактические комплексы «Искандер» с дальностью до 500 км. Если они будут размещены и в Калининградской области, то практически вся территория Польши и Прибалтики окажется под военным «контролем» России. Комплексы «Искандер» относятся к классу высокоточного оружия, по поражающим факторам они аналогичны ядерным боеприпасам малой (радиус поражения до 800 м) и сверхмалой мощности (до 400 м).
При этом Россия наращивает в 2004 году группировку дальней авиации. По информации главкома ВВС Владимира Михайлова, к оставшимся 15 стратегическим бомбардировщикам Ту-160 по оборонзаказу в этом году будет закуплен еще один Ту-160, а еще 3 самолета будут достроены на Казанском авиапредприятии. В последнее время на стратегических учениях «дальники» и самолеты фронтовой авиации совершают авиаперелеты и к белорусским аэродромам.
═
Южные пределы
═
Вряд ли одно западное направление волнует Москву в связи с расширением НАТО. Активные шаги она делает и на южных рубежах СНГ. Это касается не только укрепления российской базы в Армении, куда в 2003 году РФ перевезла из Грузии почти все стратегические запасы боеприпасов и другого вооружения, но и черноморско-азовского побережья и Северного Кавказа. Подписанное Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой в конце 2003 года «мирное» соглашение о статусе Азовского моря как внутреннего водоема России и Украины гарантирует, что корабли НАТО без контроля и разрешения Москвы никогда не зайдут в азовский регион.
В конце января Сергей Иванов встречался с госсекретарем США Колином Пауэллом. Российский министр подчеркнуто не говорил о сроках вывода военных баз РФ из Грузии. Не стал он обсуждать и возможности оказания выводимым войскам помощи со стороны США. В Мюнхене Иванов заявил, что вывод баз из Грузии – это проблема двух стран. То же самое российское руководство говорит и о проблеме Приднестровья. Очевидно, Россия будет стремиться оставить свои воинские контингенты в Приднестровье и Грузии как можно дольше – в качестве некоего противовеса расширению альянса.
На Северном Кавказе Россия содержит почти 40% всех своих войск Минобороны РФ и более половины из состава внутренних войск МВД РФ. Наверняка Россия будет наращивать здесь свою группировку, если возникнут угрозы ее национальным интересам.
Нынешнее российское руководство предпринимает жесткие шаги для обеспечения безопасности. Видимо, эта тенденция продолжится. Об этом красноречиво говорит повышение бюджета силовых структур в 2004 году, а также амбициозные планы сохранения и некоторого увеличения российских военных группировок в странах СНГ (к примеру, в Киргизии и Таджикистане), проведения коалиционных учений в рамках ОДКБ, а также программы создания новых видов оружия и перехода на профессиональную армию. Так что военная активность России сегодня опережает ее дипломатические шаги, связанные с отстаиванием стратегических интересов в мире. Плохо, конечно, если Москва будет действовать экстенсивными военными методами, существовавшими во времена холодной войны.