Соперничающие кланы изо всех сил стараются повлиять на президентские решения.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В азербайджанской прессе началась «война компроматов»: журналисты стали регулярно получать из законспирированных источников информацию, которая способна бросить тень на многих высокопоставленных чиновников. По единодушному мнению аналитиков, за невиданной доселе «гласностью» на самом деле скрывается подковерная война двух противоборствующих группировок из окружения президента Ильхама Алиева.
Особую пикантность ситуации придает тот факт, что окружение Алиева-младшего составляют кадры, полученные сыном в наследство от отца. Это два давно враждующих между собой лагеря выходцев из Нахичевани и Армении. И те и другие считали Алиева-старшего «своим» и признавали за ним право «третейского судьи». Гейдар Алиев умело манипулировал обоими лагерями, иногда прибегая к помощи оппозиции. Абсолютная победа Ильхама Алиева, ознаменовавшая начало «безоппозиционной» истории Азербайджана, по сути, лишила нового президента возможности проводить политику балансов и противовесов.
Конечно, Гейдар Алиев предвидел подобные сложности. Поэтому несколько лет назад он попытался создать новую политическую элиту для своего преемника. Делалось это под прикрытием борьбы с коррупцией, на которой все более жестко настаивал Запад. Информированные дипломатические источники утверждают, что еще в начале 2002 года Гейдар Алиев пообещал представителям западных стран избавиться от некоторых министров-коррупционеров, в первую очередь – от главы таможенного ведомства Камаледдина Гейдарова (одного из лидеров нахичеванского клана) и его ставленника, министра налогов Фазила Мамедова.
В подтверждение этих слухов в середине 2002 года Министерство нацбезопасности (МНБ) выступило с заявлением, в котором обвинило владельцев частной компании «Caspian fish», якобы подконтрольной Гейдарову, в укрывательстве доходов и неуплате налогов в крупных размерах. Впрочем, позже МНБ отказалось от своих обвинений, свалив вину за скандальное заявление на собственную пресс-службу. Аналитики уверены, что Гейдаров устоял только потому, что, возглавляя таможенное ведомство, был хорошо информирован о всех незаконных внешнеэкономических операциях. Во многих из них фигурировали имена высокопоставленных чиновников, в том числе представителей противоположного «армянского» клана.
В начале 2003 года, уже уходя с политической арены, Гейдар Алиев попытался ограничить власть другого своего соратника по «старой гвардии», самого видного представителя нахичеванского клана, главы президентской администрации Рамиза Мехтиева, который контролировал всю исполнительную власть на местах. За несколько дней до отъезда на лечение президент сменил глав исполнительной власти таких крупных городов, как Гянджа, Мингачаур, Сумгаит и Ленкорань, назначив на их места «молодых реформаторов». Правда, болезнь не позволила азербайджанскому лидеру завершить и это дело.
В итоге Ильхаму Алиеву пришлось пойти на президентские выборы во главе «старой гвардии» отца. Правда, перед лицом угрозы полной потери власти оба лагеря в президентском окружении объединились ради победы Ильхама Алиева. Причем выборы, завершившиеся полным разгромом оппозиции, стали для Ильхама Алиева своего рода «пирровой победой». Во-первых, оппозиция перестала быть объединяющим началом для враждующих между собой группировок в правящей элите. Во-вторых, сегодня глава государства не может использовать оппозицию для нейтрализации даже самых одиозных фигур в своем окружении, как в свое время делал его отец (например, во время свержения премьер-министра Сурата Гусейнова).
Противостояние внутри правящей элиты перешло в открытую плоскость, что и вылилось в «войну компроматов» на страницах газет. Особенно жесткой критике подвергаются выходцы из Армении – министр здравоохранения Али Инсанов и министр просвещения Мисир Марданов. Так, Инсанова обвиняют в развале системы здравоохранения страны. А Марданов уже успел ответить на подобные обвинения в свой адрес, заявив, что гранты, выделенные международными организациями и иностранными государствами на нужды образования, не доходили до Министерства просвещения, а оседали в кабинете министров и в президентском аппарате. Иными словами, министр просвещения бросил камень в огород премьер-министра и главы президентской администрации – выходцев из Нахичевани.
В скандальных разоблачениях фигурируют также имена председателя нахичеванского Верховного совета Васифа Талыбова (который является родственником Ильхама Алиева), министра национальной безопасности Намика Аббасова и других высокопоставленных лиц. О серьезности разгорающейся войны в окружении президента можно судить по тому, что власти автономной республики не пускают на свою территорию представителей «неугодных» СМИ. Полиция задерживает журналистов из «вражеских изданий» сразу по прибытии в Нахичевань и первым же самолетом отправляет в Баку...
Совсем недавно к борьбе за власть подключились так называемые молодые реформаторы, которые не получили ожидаемый кусок властного пирога после президентских выборов. Они пошли в наступление на главу исполнительной власти Баку Гаджибалу Абуталыбова, решив для начала отвоевать себе пост мэра столицы. Впрочем, эта политическая сила пока не может сравниться по влиятельности с двумя «старыми» кланами.
Президент до сих пор не вмешивался в ситуацию. Ильхам Алиев сменил всего одного члена правительства – министра связи, который не относился ни к одному из могущественных кланов. С недавних пор стало ясно, что Ильхам Алиев делает ставку на опытного аппаратчика и «серого кардинала», главу президентской администрации и лидера самой влиятельной нахичеванской группировки Рамиза Мехтиева. Видимо, не случайно на пост министра связи был назначен человек из его окружения. А замминистра по делам молодежи, спорта и туризма стал Теймур Мехтиев – сын главы президентской администрации. Это назначение в Баку расценили как сигнал об особом доверии президента к главе администрации. Дело в том, что даже во времена Гейдара Алиева это министерство являлось «монополией» самого Ильхама Алиева.
Похоже, Ильхам Алиев, который пока не создал собственную команду, сделал ставку на самую опытную в дворцовых интригах и самую сильную фигуру из окружения Алиева-старшего – Мехтиева. С его помощью Ильхам Алиев, видимо, рассчитывает избавиться от всех нежелательных представителей «старой гвардии».
Баку