0
1704
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.03.2004 00:00:00

Запад вынужден снизить давление на Москву

Андрей Рябов

Об авторе: Андрей Виленович Рябов - научный эксперт Московского фонда Карнеги, главный редактор журнала "Мировая экономика и международные отношения".

Тэги: внешняя политика, путин


внешняя политика, путин Главным проводником внешнеполитической линии Кремля теперь будет Сергей Лавров.
Фото Reuters

Во второй половине 1990-х годов аксиома о том, что внешняя политика любой страны в решающей степени зависит от ее внутриполитических реалий, в России несколько утратила свою актуальность, во многом перестав быть инструментом понимания международной политики Кремля. В то время как внутри страны нарастал вал социально-экономических и политических проблем, Москва заметно активизировалась в различных районах мира, где все более отчетливо стремилась восстановить роль супердержавы, столкнувшейся лишь с трудностями временного характера.

Возможно, отчасти на то были и объективные причины: несмотря на затянувшийся спад в экономике, обусловленный ее трудным переходом на рыночные основы, в военном отношении Россия продолжала оставаться серьезным фактором мировой политики, обладая вторым по мощности ядерным потенциалом.

В поисках приоритетов

Напротив, в период президентства Бориса Ельцина внешняя политика России нередко оказывала сильное влияние на внутреннюю. В частности, в борьбе с оппозицией Ельцин, особенно в моменты кризисного развития, активно использовал политическую и финансовую помощь Запада и международных финансовых институтов, которая не раз помогала ему одолеть все невзгоды.

С приходом к власти Владимира Путина внешняя политика России стала в большей степени учитывать ограниченность ее внутриполитического и социально-экономического потенциала. В результате курс Москвы на международной арене приобрел отчетливо прагматический характер. Российское присутствие в некоторых, географически весьма отдаленных от РФ регионах мира было ликвидировано. Приоритетным стало расширение и укрепление влияния в ближнем зарубежье, прежде всего в странах, входящих в Содружество Независимых Государств. Одновременно по разным линиям расширилось сотрудничество с США и странами – членами Европейского союза.

Однако на протяжении последнего года ситуация начала меняться. Стало складываться впечатление, что внешняя политика России снова приобретает автономный по отношению к внутриполитическим реалиям характер или начинает исходить из неадекватного представления о них. Возможно, новые подходы в международном курсе Кремля, выразившиеся в более жесткой линии поведения во взаимоотношениях с западными партнерами, в намерении твердо проводить свою волю на постсоветском пространстве (подчас невзирая на наличие объективных препятствий к тому в ряде государств СНГ), появились не столько на основе анализа внутренней политики России, сколько были выведены в результате анализа благоприятных для Москвы и одновременно не зависящих от нее тенденций в глобальной политике.

В результате устойчивого роста цен на нефть на мировых рынках и стремления ведущих индустриальных стран мира уйти от односторонней зависимости от нефтедобывающих монархий Персидского залива, Россия – чья экономика по-прежнему в решающей степени базируется на топливно-сырьевом экспорте – постепенно становится одной из ведущих энергетических держав мира. В условиях разгорающейся ныне схватки за контроль над энергетическими ресурсами, такой статус представляется весьма значительным для того, чтобы влиять на международную политику.

В то же время возможности ведущих западных партнеров России, США и Евросоюза, оказывать давление на Москву в силу разных причин существенно сократились. Соединенные Штаты основательно увязли в Ираке и по крайней мере у нынешней вашингтонской администрации до президентских выборов в Америке скорее всего не будет ни времени, ни желания побуждать кремлевское руководство к внесению определенных корректив в проводимую им политику. То же самое можно сказать и о Европейском союзе, столкнувшемся с немалыми трудностями в процессах своего расширения и работы над Конституцией ЕС.

Наверняка и вызов международного терроризма, реальность угрозы которого Европа по-настоящему почувствовала после трагедии 11 марта в Мадриде, также заставит европейцев сосредоточиться прежде всего на своих внутренних проблемах. Словом, и по этому направлению Кремлю едва ли стоит ожидать каких-либо серьезных действий, так или иначе ограничивающих его активность.

Броская формула пришлась ко двору

Перечисленные факторы действительно способствовали усилению влияния России на международной арене. Видимо, не случайно именно в этот период появилась сформулированная Анатолием Чубайсом идея «либеральной империи», ставшая весьма эффективным инструментарием для объяснения новых подходов в российской внешней политике. Разумеется, выдвинутая одним из лидеров «Союза правых сил» в разгар думской избирательной кампании прошлого года идеологема преследовала прежде всего конкретные практические цели этой партии. Однако так уж получилось, что «проекта будущего» из нее явно не вышло. А вот в роли формулы, помогающей понять нынешнюю внешнюю политику России, «либеральная империя» явно состоялась. Из нее недвусмысленно следовало, что активизация международной политики Москвы происходит на основе возрастания экономической мощи и экспансии российских энергетических корпораций. Иными словами, Россия приступает к восстановлению утраченных международных позиций, хотя и на ограниченном постсоветском пространстве. Но в новых условиях «имперскость» заключается не в стремлении к расширению территории путем поглощения других государств, но прежде всего в стремлении восстановить политическое доминирование через экономическое влияние.

Однако неудачи российских корпораций в Белоруссии, Литве и Грузии, безуспешная попытка Москвы укрепить влияние России в Молдове путем предложения ей своего варианта урегулирования приднестровской проблемы дают основания предположить, что ресурсы для подобного наступления были явно переоценены.

Долгое время влияние РФ в странах СНГ базировалось на тесных связях российского истеблишмента с постсоветскими элитами, занимавшими доминирующее положение в политике этих государств. Однако начавшийся процесс смены этих элит, как и активное военно-политическое и экономическое проникновение США в страны Содружества в последние годы, заметно изменили ситуацию. Ныне фактора энергетической зависимости от Москвы уже явно не хватает для поддержания и укрепления российского влияния во многих постсоветских государствах. Большинство стран СНГ явно хочет большего, чем доступа к дешевым российским энергоресурсам. Кто-то мечтает о присоединении в перспективе к Европейскому союзу. Другие всерьез рассчитывают на подключение к американским и европейским программам экономического развития.

Мало идей и еще меньше кадров

Недостаточная обеспеченность ресурсами «эсэнгэшного» направления в российской внешней политике касается не только экономической, но и кадровой, интеллектуальной составляющей этого обеспечения. МИД России испытывает определенные трудности в комплектовании специалистами по соответствующим странам, подготовка которых еще только развертывается в российских вузах. В стране явно недостает специализированных исследовательских центров, занимающихся проблематикой СНГ.

Ограниченность внутренних ресурсов негативно сказывается и на попытках руководства РФ активизировать внешнюю политику страны на некоторых новых направлениях и тем самым сделать ее более свободной от влияния традиционных партнеров. Так, вполне логичной выглядела идея усиления роли России в регионе Дальнего Востока через строительство нефте- и газопроводов, связывающих месторождения Сибири с государствами Восточной Азии, которые испытывают возрастающие потребности в импорте энергоресурсов.

Сейчас эти страны переживают период бурного роста, в результате чего данный регион в ближайшее десятилетие имеет хорошие шансы превратиться в один из центров мирового экономического развития. Переориентация российского нефтяного экспорта на район Восточной Азии позволила бы ослабить экономическую зависимость от поставок в страны ЕС, которые на сегодняшний день являются главными потребителями отечественных энергоресурсов.

В сегодняшнем контексте эта задача представляется особенно важной. Сотрудничество с Евросоюзом по ряду ключевых направлений, судя по всему, уперлось в пределы возможного на нынешнем этапе. Брюссель не желает идти на уступки Москве в вопросе о двухсторонних договорах, регулирующих торгово-экономические отношения России с восточноевропейскими странами, которые в мае нынешнего года станут полноправными членами ЕС. В итоге Россия может лишиться ежегодного притока в бюджет 150–300 млн. долларов.

Кроме того, Евросоюз по-прежнему обусловливает поддержку вступления России в ВТО рядом трудно выполнимых для нее условий. В вопросе об ослаблении визового режима для российских граждан при посещении стран ЕС тоже не просматривается заметного прогресса. Едва ли можно рассчитывать, что и после испанской трагедии усилится сотрудничество России со странами Евросоюза в борьбе с международным терроризмом, что оно может достичь хотя бы той степени взаимодействия, которая существует во взаимоотношениях РФ и США. Складывается впечатление, что в европейских странах более склонны винить в происшедшем в Мадриде не столько самих террористов и поддерживающие их структуры, сколько правительства различных государств, пытающиеся бороться с международным терроризмом. Подобный подход вряд ли будет понят в Москве.

Но для успешной интеграции в Тихоокеанское сообщество в качестве равноправного участника нужно, чтобы регионы российского Дальнего Востока и Сибири были развитыми в хозяйственном и социальном отношениях территориями. Иначе они могут стать (а некоторые уже становятся) объектами экономической экспансии со стороны быстро развивающихся сопредельных государств. Но Сибирь и Дальний Восток для России по-прежнему остаются главным образом районами добычи полезных ископаемых с низким качеством жизни. Под влиянием этого фактора население стремится покинуть эти территории и переселиться в европейскую Россию, в результате чего его численность на востоке России неуклонно сокращается. Москве нужно срочно принимать долгосрочные программы развития этих регионов. Иначе в обозримой перспективе они не только не станут плацдармом интеграции РФ в Тихоокеанское сообщество, но и вообще могут оказаться утраченными.

Таким образом, можно уверенно предположить, что успешность внешнеполитического курса РФ на втором сроке президентства Владимира Путина в значительной степени будет зависеть не только от выверенности решений в сфере международной политики и искусности российской дипломатии. Реальное продвижение реформ внутри страны, осуществление программ экономического развития становятся непременным условием успешной внешней политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1462
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
918
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
656
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
908

Другие новости