0
1952
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.03.2004 00:00:00

Хотите нефть - купите тапочки!

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - эксперт Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, китай, нефть, ресурсы, экспорт


япония, китай, нефть, ресурсы, экспорт Ведущие нефтеперерабатывающие предприятия КНР работают в основном на японском оборудовании.
Фото Reuters

В начале марта поставки нефти в Японию с китайского месторождения Дацин прекращены и, судя по утечкам из правительственных источников в Токио, вряд ли будут восстановлены. Это событие можно расценить как начало нового этапа в японо-китайских торгово-экономических отношениях. Китай в них уже даже формально не представляется поставщиком сырьевых ресурсов.

Переговоры внезапно прерваны

Переговоры о заключении нового контракта предполагалось завершить еще в сентябре прошлого года, но они были внезапно прекращены без видимых перспектив на достижение какого-либо результата. Японская сторона просила о ежегодных поставках 1,85 млн. тонн сырой нефти в течение ближайших двух лет. Однако Пекин поначалу информировал партнеров о том, что он может обеспечить лишь по 500 тыс. тонн в год. Более того, и эти объемы Китай был готов поставлять лишь на условиях оплаты по ценам, на 6,30 доллара превышающим стоимость подобной по качеству индонезийской нефти. Данное условие объяснялось Пекином тем, что эксплуатация дацинского месторождения является убыточной. В Токио расценили такой вариант сделки в качестве своего рода прямого дотирования Китая, и отказались от переговоров.

Дацинское нефтяное месторождение является крупнейшим из ныне разрабатываемых в Китае. Открыто оно было в 1959 году, добыча сырья здесь быстро наращивалась, достигнув в 1976–2002 годах уровня более 50 млн. тонн нефти в год. Однако в прошлом году добыча сократилась до 48 млн. тонн.

Дацинская нефть всегда играла важную роль в японо-китайских торговых отношениях. После того как между обеими странами в 1972 году были нормализованы дипломатические отношения, и в Токио, и в Пекине не без оснований предполагали, что взаимовыгодные торгово-экономические связи начнут стремительно развиваться. Китай был заинтересован в японском промышленном оборудовании, Япония – в китайском рынке сбыта для своих товаров.

Однако почти сразу выяснилось, что Китаю нечем расплачиваться за поставки японских товаров. Его ограниченные экспортные возможности проявились уже в 1975 году, когда отрицательное сальдо Пекина в торговле с Токио составило 727,5 млн. долл. Сбалансировать торговлю обе стороны пытались прежде всего поиском экспортных товаров в Китае.

Тапочки в придачу к нефти

Японию тогда наводнили поделки китайских ремесленников: всевозможные плетеные изделия, одежда, обувь и т.п. Но снизить китайский дефицит в торговле эти товары не могли. Оставалась дацинская нефть. Однако и с ней были проблемы. В 1990-е годы до 90% оборудования японских нефтеперерабатывающих предприятий было рассчитано на нефть, по химическому составу и физическим параметрам схожую с той, что добывается в районе Персидского залива. Переработку дацинской нефти можно было вести лишь на оборудовании нескольких предприятий, но оно было полностью загружено переработкой индонезийской нефти, поставляемой по долгосрочным, до десяти лет, контрактам. Тем не менее деловые круги и правительство Японии сделали все возможное, чтобы обеспечить закупки китайской нефти. Следует отметить, что в расчете на радужные перспективы Япония шла на значительные уступки требованиям Китая, например, согласилась закупать нефть Дацина по повышенным ценам. Правда, выторговав себе при этом контракты на поставку оборудования для нефтяной промышленности.

Длительное время баланс во взаимной торговле во многом обеспечивали поставки в Японию нефти с дацинского месторождения. Руководители Японии и Китая на встречах постоянно расценивали их как «символ дружественных отношений между двумя странами». На конец 2003 года общие отгрузки дацинской нефти в Японию составили 200 млн. тонн.

Однако промышленный рост в КНР требовал соответствующего обеспечения энергоресурсами, при том что добыча нефти в стране сокращалась. С середины 1990-х годов Китай уже сам стал импортером нефти. В последнее время он потребляет около 200 млн. т нефти в год, в то время как добывает около 160 млн. тонн.

Проводимая Пекином политика «открытых дверей» и «вхождения во внешний мир» обеспечила быстрый рост экспортных возможностей страны. Сейчас сама Япония все больше становится рынком сбыта китайских товаров. Как это ни парадоксально, во многом благодаря именно японским инвестициям Страну восходящего солнца стали наводнять китайские товары, и вместо традиционного упоминания о японо-китайском экономическом сотрудничестве сейчас все чаще употребляют термин «конкуренция». Примечательно, что треть предприятий с участием японского капитала на территории Китая ориентированы на поставки своей продукции в Японию. В результате теперь в структуре японского импорта из Китая топливно-сырьевые материалы с первого места, которое они устойчиво занимали до начала 1990-х годов, переместились на одно из последних.

Агрессивность приносит успех

Что касается торгового баланса, то он уже к 1997 году достиг 20,2 млрд. долл. в пользу КНР. Когда ситуация была прямо противоположной, китайцы вели себя агрессивно, в Токио поступали жесткие требования увеличить экспорт из Китая для сбалансирования торговли. Япония тогда увеличила импорт нефти, а также продукции легкой промышленности. Очень часто Япония шла на уступки требованиям Пекина вопреки своим интересам.

Первый близкий по характеру к «торговой войне» конфликт между двумя соседями произошел в 2001 году. Он возник из-за резкого увеличения поставок в Японию дешевых китайских овощей и текстиля. В результате сейчас на китайские товары приходится до 95% продаж текстиля на внутреннем рынке Японии, а более полумиллиона японских текстильщиков были вынуждены искать другую сферу для приложения своего труда. А после того как два года назад Китай вступил в ВТО, Япония была вынуждена еще более ослабить свои таможенные барьеры на пути дешевых китайских поделок всевозможного вида.

Дацинская нефть как «символ дружественных отношений между двумя странами» теперь тоже стала достоянием истории. В Японии основными потребителями китайской нефти были электроэнергетические компании. Теперь им придется начать поиск других источников черного золота, которые компенсировали бы прекращение поставок нефти из КНР. В Токио опасаются, что рост энергетических потребностей Китая уже грозит возможным ухудшением общей ситуации в обеспечении энергетическим сырьем в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Заинтересованность и Китая, и Японии в энергетическом сырье из Индонезии грозит вылиться в открытый конфликт. В декабре прошлого года японская корпорация Mitsui & Co. объявила о покупке доли в 10,7% в разработке одного из месторождений природного газа в Индонезии. Однако ведущая китайская государственная нефтяная корпорация China National Offshore Oil Corporation, которая несколько раньше начала участвовать в разработке этого месторождения, использовала свое право первоприобретения и купила эту долю, блокировав намерение Mitsui & Co. Не вызывают положительных эмоций в деловых кругах Японии и перспективы возможных железнодорожных поставок в Китай российской нефти, различные варианты которых в настоящее время находятся в стадии проработки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
585
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
388
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
234
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
336

Другие новости