В последнее время в Армении сложилась своеобразная традиция – каждая весна становится началом очередного бурного политического сезона. Нынешний год исключением не стал, скорее наоборот: едва растаял снег, как митинговые страсти стали буквально перехлестывать через край. Оппозиция в лице трех антипрезидентских парламентских фракций периодически собирает тысячи недовольных в самом центре Еревана, возле института древних рукописей Матенадаран. Но вот что любопытно: поскольку выступления ораторов разнообразием не отличаются и сводятся в основном к требованиям отставки президента Роберта Кочаряна и его главного соратника, министра обороны Сержа Саркисяна, многие местные наблюдатели предрекали, что такая бедность идей людям вскоре надоест и митинговая активность непременно пойдет на спад. Однако в начале года правительство оказало оппозиции неоценимую услугу, повысив тарифы на воду и газ и пригрозив к тому же поднять плату за электричество. В сочетании с заметным ростом цен на хлеб это стало ощутимым катализатором развития протестных настроений в обществе.
Легко заметить, что немалую часть митингующих составляют приезжие из ближних и дальних районов республики. Это понятно – социально-экономическая ситуация в провинции плачевна. Вероятно, поэтому партия «Национальное единение» и ее лидер, известный политик Арташес Гегамян, зачастую предпочитают митингам непосредственное общение с народом. С этой целью в конце января и в феврале Гегамян посетил практически все районы Араратской долины и предгорных областей, организовал встречу со своими сторонниками в Ереване.
Лидер «Национального единения» – незаурядный оратор и весьма опытный политик: в 80-х работал в ЦК КП Армении, в самые тяжелые годы перед распадом Союза был мэром Еревана. Затем успешно руководил солидной бизнес-структурой. Хорошо зная психологию людей, он способен точно расставлять акценты. Умение найти нужные слова в общении с любой аудиторией и богатый, образный язык лишь прибавляют популярности этому харизматическому оппозиционному деятелю. В провинции Гегамяна встречают исключительно хлебом-солью, каждое его слово воспринимается как истина в последней инстанции. Многие люди (и чем дальше, тем таких становится больше) именно с его именем связывают свои надежды на перемены в республике, на достойную жизнь в будущем. Стоит кортежу Гегамяна и его соратников въехать в тот или иной райцентр, как народ немедленно собирается на площади. Сразу начинается импровизированный митинг. Причем, послушав «главного оратора», люди начинают выступать и сами. Думается, даже не столько резкая критика, в которой поднаторел Гегамян, а именно эти бесхитростные выступления больше всего и тревожат нынешнюю власть. Во-первых, потому, что призывы на таких сходках звучат самые резкие и недвусмысленные. А во-вторых, фамилия лидера «Национального единения» все чаще звучит в контексте требований о смене главы государства: в последнее время явственно возросло число граждан, которые хотели бы видеть Гегамяна во главе страны. Это, кстати, дает основания оппозиции вновь и вновь возвращаться к теме прошлогодних парламентских и президентских выборов, которые, как полагают оппоненты Роберта Кочаряна (опирающиеся к тому же и на выводы международных наблюдателей), были полностью сфальсифицированы.
В этой связи возникает вопрос: возможно ли в Армении повторение «грузинского сценария»? Оппозиция, представленная, помимо «Национального единения», блоком «Справедливость» во главе со Степаном Демирчяном (сын убитого в октябре 1999 г. в парламенте спикера Карена Демирчяна), партией «Республика», возглавляемой братом убитого тогда же премьер-министра Вазгена Саркисяна Арамом, и рядом менее влиятельных лиц и организаций, убеждена, что уже нынешней весной смена руководства неизбежна. Правда, механизм такой перемены по-прежнему неясен.
Власть, разумеется, рассчитывает, что ее оппонентам в отличие от противников Шеварднадзе объединиться не удастся, как не удавалось это сделать все предшествующие годы. Однако на сей раз все может быть по-другому, потому что прочный альянс оппозиции перестал быть чисто политическим «требованием момента». Он все больше превращается в массовую идею фикс, и не считаться с этим фактом руководители антипрезидентских партий, невзирая на все свои амбиции, видимо, уже не смогут. А это означает, что шансы Гегамяна оправдать надежды своих сторонников сегодня велики как никогда.
Ереван–Москва