Юрий Костенко, глава Украинского народного Руха, соратник лидера оппозиции Виктора Ющенко
В ближайшем будущем многое в украинской политике будет определяться тем, что Россия, как мне кажется, осознала, что перспективы ее интеграционной политики в рамках СНГ зависят от того, какой внешнеполитический вектор дальнейшего развития изберет Киев. Соответственно стоит ожидать усиления влияния России на Украину в различных сферах.
Ранее Москва вынуждена была отвлекаться от внешнеполитической интеграторской линии, чтобы вовремя гасить то и дело возникавшие внутренние «пожары» – проблем в России и без Украины хватало. Но сегодня ситуация такова, что Кремль уже может себе позволить бросить все силы на укрепление собственного геополитического влияния.
Что касается непосредственно предвыборной кампании на Украине, то Россия этот вопрос, скажем так, курирует давно. Вспомните, даже во время недавнего визита российского президента в Киев тема предстоящей украинской президентской гонки не просто обсуждалась, но была одной из основных на переговорах. Речь шла о потенциальных кандидатах на пост президента Украины с точки зрения интересов России.
Степан Гавриш, координатор пропрезидентского парламентского большинства
На сегодня слишком сложный выстроился геополитический баланс, чтобы можно было предположить существенные изменения в политике России по отношению к Украине. Тем более что президент Путин все время повторяет, что он был, есть и останется другом Украины.
Свою роль в интеграционных процессах сыграет и прагматизм украино-российских отношений. Программа Путина – это программа построения наиболее эффективных, перспективных и взаимовыгодных отношений с внешними партнерами. Без дискриминационных ограничений. Без позиции младшего и старшего брата. Поэтому, я полагаю, если изменения в наших отношениях и будут, то только положительные.
Я бы хотел верить, что Россия откроет рынки для украинских товаров, ибо Украина демонстрирует в этом отношении высокую экономическую толерантность уже в течение продолжительного времени. У нас сохраняется «общий экономический конвейер» не только в стратегически важных областях – оборонной промышленности, металлургии, машиностроении, но и в таких сферах, как, например, аграрная. Поэтому ратификация российской Госдумой договора о свободной торговле, поиск концепции формирования Единого экономического пространства (с учетом базовой для Украины позиции о первоочередном создании зоны свободной торговли) ≈ очень перспективны.