Что думают американские бизнесмены о российской экономике? Существует ли охлаждение в отношениях между Россией и США и как это отражается на торгово-экономическом партнерстве? Насколько защищенными чувствуют себя американские компании в России? В последнее время подобные вопросы звучат все чаще.
Хотел бы подчеркнуть, что американское деловое сообщество в целом оценивает российский рынок очень положительно и в настоящее время, и в перспективе. На наш взгляд, существуют очень позитивные тенденции в плане интеграции России в мировую экономику. Предпринимаемые правительством в настоящее время меры и заявленные планы по поддержке инвесторов вселяют оптимизм. В американских компаниях очень положительная динамика продаж, растут их доли на рынке, растет и норма прибыли.
За примерами далеко ходить не надо: лишь несколько дней назад руководители двух компаний – членов нашей палаты (одна – относящаяся к категории «голубых фишек» крупная американская корпорация, вторая – средних размеров российская компания) сообщили мне, что уровень их продаж по сравнению с прошлым годом вырос более чем на 40%. И это не является чем-то необычным.
Что же касается политики, то в последнее время в прессе много пишут о различиях между Россией и США. Разумеется, они существуют, но их необходимо рассматривать в контексте сложившихся за последние годы по-настоящему крепких отношений между нашими странами. Ведь адекватно судить о достижениях России в сфере экономики можно, только имея в виду, что лишь недавно она перестала быть страной, не признававшей частной собственности. А сам факт свободного обмена мнениями на различных уровнях по острым вопросам отражает значительный прогресс, который был достигнут в исторической перспективе в отношениях между нами.
В ходе недавнего визита госсекретаря США Колина Пауэлла в Россию основное внимание пресса уделяла той конструктивной критике, которая звучала по ряду аспектов российской политики. Более того, многими журналистами и аналитиками и здесь, и в США был сделан вывод о том, что эта критика является свидетельством наступления мрачных времен в российско-американских отношениях. По моему мнению, все как раз наоборот. В ходе своего визита госсекретарь встречался с группой руководителей компаний – членов Американской торговой палаты и сообщил о многочасовых беседах, которые у него были с президентом Путиным и другими руководителями РФ. По словам Пауэлла, «во время этих встреч мы с воодушевлением отмечали крепость американо-российских отношений».
Мне кажется, очень важно основывать отношения на фундаменте позитива – и исходя из этого одновременно решать возникающие проблемы. С точки зрения бизнеса таким проблемным аспектом является статус административной реформы в России, необходимость которой российское правительство признает и, похоже, предпринимает шаги для ее развития.
Я думаю, что многие здешние проблемы являются сугубо российскими проблемами. В то же время люди в США имеют право высказывать свое мнение и комментировать те или иные события. Я не считаю себя вправе навязывать оценку происходящим процессам, которые – по крайней мере на поверхности – сугубо внутреннее дело страны, в которой мы являемся гостями. Вместе с тем у этих процессов могут быть последствия. Поэтому мы внимательно следим за их развитием, но не считаем правильным для себя занимать конфронтационную позицию по ним.
Однако есть проблемы, которые напрямую задевают интересы наших компаний-членов, и мы считаем, что о таких проблемах у нас есть право и даже обязанность говорить. Недавним примером является позиция, которую заняла наша палата в связи с объявлением об отмене решения о присуждении прав на разработку трех месторождений Сахалина-3 двум американским компаниям.
Эти компании получили права на разработку 10 лет назад и ожидали получения полной лицензии. За это время она так и не была выдана, но компании имели все основания считать, что это произойдет. Исходя из этой уверенности компании потратили свыше 60 миллионов долларов на подготовительные работы. Но месяц назад правительственная комиссия по соглашению о разделе продукции – чьи полномочия, кстати, не вполне очевидны – рекомендовала признать права этих компаний недействительными и провести новый тендер. Разумеется, можно использовать сугубо технические аргументы в качестве оправдания подобного отношения к инвесторам. Однако сложившаяся ситуация не может не вызывать опасений с точки зрения защиты прав собственности.
Состояние дел с правами собственности в России по-прежнему вызывает опасение. Мы получаем обращения от наших иностранных компаний-членов в связи со случаями оказания на них давления с целью выхода из совместных предприятий или продажи своей доли российским партнерам. Я еще не могу назвать это тенденцией, но похоже на то, что количество таких случаев в последнее время растет.
Строить версии – это работа журналистов, аналитиков и ученых, мы же имеем дело только с фактами. Мы следим за развитием ситуации, мы предпринимаем соответствующие шаги для ее исправления и мы информируем правительство России о наших взглядах.