Правительство Японии решило изменить свои взгляды на приоритеты в освоении космоса. Это намерение озвучил генсек кабинета министров Ясуо Фукуда, заявив на днях, что запуск астронавта в космос «стоит в повестке дня».
В послевоенные годы авиационная и ракетно-космическая промышленность (АРКП) руководством Японии никогда не относилась к приоритетным отраслям. До 1952 года действовал запрет оккупационных властей на восстановление авиационной промышленности, и ее довоенные производственные мощности были перепрофилированы для производства, например, автомобилей. После окончания оккупации был разработан и в начале 1960-х годов запущен в производство самолет на 60 пассажиров с двумя турбовинтовыми двигателями. По тем временам самолет был неплохим, но в коммерческом плане не оправдал надежд и был снят с производства.
Более рациональным считался курс на закупки гражданской авиационной техники в США и производство военных самолетов по американским лицензиям. Японские авиастроительные компании сейчас имеют весьма развитые производственные мощности, но предпочитают выполнять на них заказы американских компаний.
Ракетно-космическое производство, которое в большинстве стран мира формировалось на базе авиационного, в Японии, естественно, также задержалось в своем развитии. Японские компании привлекает мировой рынок запусков спутников, но до недавнего времени они не могли выйти на него, так как все японские ракеты производились с использованием американских лицензий. При предоставлении лицензий американская сторона оговаривала, что производимые ракеты нельзя использовать для запуска спутников третьих стран. Большие надежды возлагались на ракету Н-2А полностью собственного производства. Однако во время нескольких ее запусков было много серьезных неудач. Заключенные контракты на запуски спутников ракетой Н-2А были аннулированы.
В руководстве страны считают, что задержки в выполнении космической программы уже привели к серьезному подрыву чувства гордости у японцев за развитие своих технологий в целом. Преобладает мнение, что если правительство откажется или отложит посылку человека в космос, то Япония тем самым проявит свое научное и технологическое отставание.
Однако запуск в космос корабля с человеком на борту требует не только соответствующих технологий, но и больших затрат. Эксперты считают, что реализация программы запуска человека в космос обойдется по крайней мере в 1 трлн. иен. При этом потребуется примерно 6 лет на создание корабля одноразового и 10 лет – многократного использования. Особого внимания, учитывая трагическую гибель в январе прошлого года американского корабля «Колумбия», потребует создание надежной системы спасения и жизнеобеспечения, что увеличит расходы.
В Японии уже ведутся работы по созданию космического корабля многоразового использования «Хоуп». Однако они затягиваются из-за недостаточного финансирования. Проверяются возможности создания такого корабля на основе ракеты конической формы, способной взлетать и приземляться вертикально. Изучается опыт использования российских и китайских кораблей одноразового использования. Однако прежде всего важно создать надежный носитель. Газета «Иомиури», напоминая, что за последнее десятилетие 3 из 13 запусков ракет-носителей были неудачными, пишет, что еще нужно сделать многое для полной уверенности и в том, что космические технологии достаточны для организации космической миссии.