0
2898
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.03.2004 00:00:00

В Ольстере опять шумят, но уже не стреляют

Алексей Громыко

Об авторе: Алексей Анатольевич Громыко - кандидат политических наук, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН.

Тэги: ирландия, терроризм, выборы


ирландия, терроризм, выборы Председатель националистической партии Шинн Фейн Джерри Адамс после недавних региональных выборов вновь стал одним из самых влиятельных политиков Ольстера.
Фото Reuters

Выборы привели к обострению

Успех радикально настроенных лоялистских и националистических партий на недавних выборах в региональный парламент Северной Ирландии поставил под вопрос реализацию соглашения Страстной пятницы, которое открыло дорогу к восстановлению самоуправления Ольстера и привело к долгожданному миру в затяжном конфликте между католиками и протестантами. В результате возникла необходимость в новом раунде переговоров, поскольку победители выборов настаивают на пересмотре ранее достигнутых договоренностей. Мир в Северной Ирландии по-прежнему сохраняется, но работа исполнительной и законодательной ветвей власти фактически заморожена.

Проблема Ольстера имеет глубокие корни и наглядно свидетельствует о том, как сложен процесс мирного урегулирования конфликта, замешенного на конфессиональных и национальных раздорах, как тяжело бремя исторической памяти и взаимных обид. В течение десятилетий важным действующим лицом в вялотекущей гражданской войне в Северной Ирландии был и потенциально остается терроризм, который в начале XXI века превратился из региональной угрозы в глобальную.

В 1921 г. южная часть Ирландии добилась независимости от Великобритании, но шесть северных графств остались в составе бывшей метрополии на правах автономии. До 1972 г. они были связаны федеративными отношениями с Вестминстером, однако после нарастания в регионе вооруженных столкновений между лоялистами-протестантами и республиканцами-католиками, мечтающими о воссоединении с Ирландией, центральные власти страны ввели прямое правление Ольстером.

С тех пор все правительства Великобритании, какая бы политическая партия ни находилась у власти, прикладывали активные усилия для решения проблемы как силовыми, так и – в основном – политическими методами. С самого начала центральные власти применили эффективное средство, придавшее их действиям легитимный характер: провели референдум жителей Северной Ирландии, на котором подавляющее большинство проголосовавших высказалось за сохранение региона в составе королевства. Не раз использовалась и другая демократическая процедура – выборы в местные органы власти, предпринимались попытки возобновить работу региональной ассамблеи. Активно взаимодействовал Лондон в этом вопросе и с властями соседней Ирландии.

В процесс включилась международная комиссия


Был задействован принцип приглашения за стол переговоров всех вовлеченных сторон при условии их отказа от насилия. Кроме того, британское руководство использовало помощь извне для урегулирования конфликта. Так, для управления процессом разоружения сторон была создана международная комиссия во главе с бывшим американским сенатором Дж. Митчеллом, выработавшая условия, на основе которых начались переговоры между противоборствующими сторонами.

После прихода к власти в 1997 г. лейбористы разрешили контакты между государственными представителями и руководством партии Шинн Фейн, которая в ответ приняла план Митчелла и объявила о прекращении огня. В апреле 1998 г. переговоры между правительством и партиями Северной Ирландии приводят к достижению исторического Соглашения Страстной пятницы. Основной вклад в это событие внесли Дэвид Тримбл, лидер ведущей юнионистской партии Ольстера, и Джон Хьюм, лидер умеренной националистической партии. Признанием их заслуг стала Нобелевская премия мира – очередной успех Лондона в деле придания процессу примирения в Ольстере международного звучания и вовлечения его ключевых участников в систему формальных и неформальных обязательств.

Соглашение предусматривало изменение статуса Северной Ирландии только с согласия ее жителей. Правительство Ирландской Республики обязалось снять конституционное притязание на суверенитет над всем островом. Были запланированы выборы североирландского парламента, создание министерского совета Север–Юг для развития сотрудничества между Белфастом и Дублином, а также Британо-ирландского совета. На свободу были отпущены "политические" заключенные, а также началось разоружение боевиков, в первую очередь ИРА.

Референдум для легитимации соглашений

Для легитимации соглашения был вновь задействован институт референдума, на котором достигнутые договоренности получили поддержку подавляющего большинства жителей региона. Тогда же прошли выборы в ассамблею – законодательный орган провинции, на которых большинство получили сторонники сохранения Ольстера в составе Британии. После этого произошла формальная передача Лондоном автономной власти управляющим органам региона.

С тех пор процесс урегулирования вращается вокруг тесно взаимосвязанных вопросов разоружения боевиков, снижения военного присутствия британских войск в Северной Ирландии и реформирования местных полицейских сил. Несколько раз нежелание ИРА приступить к реальному разоружению и двусмысленная позиция Шинн Фейн приводили к приостановке работы законодательного собрания и правительства Ольстера. На определенном этапе Лондон вновь обратился к помощи международных посредников в лице канадского генерала Джона де Шастелена и двух независимых военных инспекторов – бывшего генсека АНК Сирила Рамафозы и бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари, – что принесло необходимые результаты.

В тот момент, когда перспективы мирного урегулирования в Ольстере были крайне туманны, произошли события в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Трагические сами по себе, они по иронии судьбы сдвинули положение дел в Северной Ирландии с мертвой точки. На волне повсеместного возмущения, вызванного нападениями на США, давление на Шинн Фейн и ИРА, другие военизированные формирования сильно возросло. От них отвернулись многие бывшие сторонники, притихло могущественное ирландское лобби в Америке. В результате ИРА была вынуждена сделать шаги к разоружению.

Однако противоречия между юнионистами и националистами вскоре вновь обострились, и политические силы Ольстера до сих пор так и не смогли договориться о начале совместного управления регионом. Положение усугубляется и тем, что умеренные силы и со стороны католиков, и со стороны протестантов уступили ведущие позиции более радикальным силам на недавних выборах в региональный парламент. Но несмотря на сбои в миротворческом процессе, проблема Ольстера, судя по всему, окончательно переведена из силовой плоскости в политическую.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2305
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1324
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3682
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4627

Другие новости