Парламент Казахстана готовит к принятию новый закон «О связи», расширяющий возможности прослушивания телефонных разговоров. Сегодня прослушивать телефоны в стране официально разрешено только с санкции прокуратуры. Правда, по оценкам экспертов, это требование законодательства явно игнорируется правоохранительными органами. В том, что телефонные разговоры прослушиваются, не раз убеждались многие независимые журналисты республики.
В наличии «телефонного контроля» уверены и депутаты парламента, критически настроенные по отношению к властям. Народные избранники открыто заявляют: наши разговоры контролируются. «Меня давно прослушивают, – заявил в беседе с «НГ» лидер Коммунистической партии Казахстана, депутат нижней палаты парламента. – Вот мы с вами разговариваем, это все записывают на ленту. Нужное оставляют, ненужное – выбрасывают. Где бы я ни находился: и дома, и на работе, и в офисах – везде прослушивают. Меня даже предупреждали, что надо осторожным быть. Прямо представители спецслужб на меня не выходят, а косвенно передают».
Такого же мнения придерживается депутат нижней палаты парламента Серикбай Алибаев: «Я уверен, что меня прослушивают, на все сто процентов. И даже дома находясь, думаю, что где-то аппаратура есть. Дом же казенный. В общем, под колпаком мы все – это точно. Но как я докажу? Я даже ни одного специалиста не смогу пригласить в парламент, чтобы он нашел подслушивающие устройства».
Казахстанские парламентарии даже провели своеобразный «следственный эксперимент». Когда рассматривался один из законопроектов, кто-то из депутатов по телефону сказал, что некоторые нормы, представляющие особенный интерес для правительства, парламентарии намерены «зарубить». Через пару часов в депутатских кабинетах появились «посланники власти» с объяснениями, как важно оставить нормы закона.
Депутаты казахстанского парламента относятся к этому уже спокойно. Говорят, привыкли. В отличие от своих киргизских коллег. Напомним, что около месяца назад в парламенте Киргизии разразился скандал: депутаты обнаружили в своих кабинетах подслушивающие устройства. Их казахстанские коллеги сделать этого пока не могут. «Такого, как в Бишкеке, у нас не будет, – говорит Серикбай Алибаев. – Киргизские депутаты имеют несколько больше прав, чем парламентарии Казахстана. У них парламент чего-то стоит. А у нас все напуганы – лишь бы не трогали, лишь бы срок, как в армии, шел».
Стоит отметить, что два года назад в Казахстане все-таки был скандал, связанный с прослушиванием. В Министерстве юстиции были обнаружены «жучки» во всех кабинетах, включая и кабинет министра. Вопрос о санкции прокурора так и остался открытым. Правоохранительные структуры, в том числе и Комитет национальной безопасности, заявили, что прослушивание осуществлялось «в целях обеспечения национальной безопасности страны».
Очевидно, казахстанским депутатам этот аргумент показался убедительным, и они спокойно отнеслись к новому проекту закона «О связи». Пункт 1 статьи 13 законопроекта предписывает всем операторам связи предоставлять «органам, проводящим оперативно-разыскную деятельность», все возможности для доступа к сетям и сведениям об абонентах «при проведении оперативно-разыскных мероприятий». При этом «требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий определяются уполномоченным органом в области связи по согласованию с органами национальной безопасности, осуществляющими специальные оперативно-разыскные мероприятия».
Этот законопроект, как ожидается, пройдет в парламенте практически «без сучка без задоринки». Тем более еще на представлении закона депутатам ясно дали понять – вопросы о прослушке не обсуждаются.
«Когда я задавал вопрос о том, что на прослушивание нужно разрешение прокурора, мне дали понять, что по закону-то да, а на самом деле – как власть скажет, особенно силовые министерства и ведомства, так и будет, – рассказал «НГ» Серикболсын Абдильдин. – Поэтому, хотя я и против, палата может принять такую норму. Это означает, что у нас будет полицейское государство».
Юристы видят проблему иначе. Так, по мнению директора столичного филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анары Ибраевой, вопрос возникает в исполнении законодательства. В беседе с корреспондентом «НГ» она подчеркнула, что главная проблема в том, что нормы закона зачастую игнорируются, и чаще всего – именно правоохранительными органами. По мнению правозащитницы, не исключено, что вопрос о санкции прокурора на прослушивание телефонов не будет звучать. А обоснованием для ограничения прав человека на частную жизнь и тайну переписки будут служить все те же «вопросы национальной безопасности».
Таким образом, казахстанские власти получат право полностью контролировать частную жизнь, по сути, любого гражданина республики. В первую очередь под этим контролем окажутся журналисты, правозащитники и оппозиционные депутаты.
Астана