Вопросы региональной безопасности и положение в Афганистане, а также перспективы развития узбекско-американских отношений обсуждали в минувший вторник президент Узбекистана Ислам Каримов и министр обороны США Дональд Рамсфелд. Это уже третий визит шефа Пентагона в Ташкент за последние два года. Известно, что Узбекистан одним из первых откликнулся на призыв Америки к борьбе с терроризмом и экстремизмом, исходящим из Афганистана, и предоставил в распоряжение Вашингтона военную базу Ханабад.
Еще пять лет назад, когда в Ташкенте религиозные фанатики совершили первый теракт на территории СНГ, Узбекистан заявил о террористической угрозе со стороны международных экстремистов. В тот же день в Ташкенте произошло еще несколько террористических взрывов, результатом которых стало заметное ужесточение внутриполитической жизни страны и укрепление «силовой составляющей» государства. Несмотря на это, исламские экстремисты не раз пытались с боями прорваться на территорию страны. Местные и российские спецслужбы без труда выяснили, что это отряды боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ), идеологическое руководство которым осуществляет транснациональная подпольная партия ваххабитского толка «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами».
Сегодня в узбекской столице продолжаются процессы над лицами, обвиняемыми в «посягательстве на конституционный строй Республики Узбекистан» «создании, руководстве, участии в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях». По этим обвинениям проходят семь жителей Ташкента в возрасте от 24 до 28 лет.
На днях Верховный суд Узбекистана приговорил к высшей мере наказания – смертной казни члена ИДУ Азизбека Каримова, обвиненного в терроризме, убийстве и покушении на убийство. 27 декабря 2002 года Каримов на столичном рынке Киргизии «Обирон» взорвал гранату Ф-1, в результате взрыва семь человек погибли, более двадцати получили ранения. Кроме того, его обвиняют в ряде террористических актов, совершенных на территории Узбекистана и Киргизии. Известно также, что он принимал участие в военных действиях в Афганистане на стороне талибов. С августа 1999 года Каримов был объявлен в международный розыск, а 11 мая 2003 года его задержали. В конце 2003 года из Пакистана в Узбекистан вернулся боевик ИДУ Уйгун Саидов и сдался властям. По его словам, еще в 1998 году в Навоийской области образовалась подпольная группа из радикально настроенных религиозных местных жителей. После терактов в Ташкенте часть группы переправилась через соседний Таджикистан в Афганистан, где всех боевиков ИДУ, имеющих высшее образование, отправили в Кабул. Саидов был назначен преподавателем начальных классов в медресе «Мавароунахр». Позднее он был переведен в типографию ИДУ, где занимался изданием пропагандистских брошюр.
С началом антитеррористической операции США в Афганистане ИДУ было рассеяно, а лидер ИДУ Тахир Юлдашев все еще находится в Пакистане. Кроме того, до сих пор действуют неофициальные представительства движения в Кабуле, иранском Мешхеде и в Турции. А в Пакистане их даже несколько. Финансируются представительства из арабских источников. Причем Саидов утверждает, что «определенные финансовые средства Тахир Юлдашев получает от спецслужб Пакистана за участие его боевиков в совместных с пакистанскими солдатами боевых операциях против военнослужащих США, находящихся в Афганистане, а также операциях в Кашмире».
По приказу Юлдашева был создан карательный орган ИДУ, который выявляет «идейно неустойчивых членов» и применяет в отношении них меры наказания, вплоть до физического устранения. Так, в конце прошлого года по распоряжению Юлдашева был зверски убит Убайдуллох Абдулхафиз угли, выходец из Ташкентской области. Причем к отдельным боевым и разведывательным акциям насильственно привлекаются и жены членов ИДУ.
На территории России деятельность «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» также запрещена, а сама организация признана террористической. На днях члена ИДУ, гражданина Узбекистана Юсупа Касимахунова, находящегося в международном розыске с 2000 года, задержало управление ФСБ по Москве и Московской области. Ему предъявляют обвинение по статье 159 УК РУ «Посягательство на конституционный строй». «У нас есть основания предполагать, что задержанный нашими коллегами из ФСБ России Касимахунов, будучи членом «Хизб-ут-Тахрир» с 1993 года, осуществляя свою деятельность за рубежом, стал одним из лидеров этой религиозной экстремистской организации», – заявляет представитель Службы национальной безопасности Узбекистана.