– Насколько справедливы, на ваш взгляд, резолюции, принятые ПАСЕ в отношении Азербайджана?
– Конечно, в Азербайджане будет проведена соответствующая работа по выполнению взятых при вступлении в эту организацию обязательств. Но лично я, как гражданин этой страны, считаю, что принятые в Страсбурге резолюции содержат в себе очень много необъективного. Взять хотя бы критику наших выборов: ведь руководители большинства наблюдательских миссий поначалу высоко оценили их ход. Однако после событий 15–16 октября они диаметрально изменили взгляды и стали критиковать весь выборный процесс в нашей стране. Поэтому я не считаю, что слушания в ПАСЕ имели под собой достаточно объективную основу.
– Европарламентарии считают, что деморализованная массовыми арестами после событий 15–16 октября азербайджанская оппозиция находится в подавленном состоянии и еще не скоро придет в себя...
– Европейцы почему-то считают, что если оппозиция недостаточно активна, то ее надо искусственно поддержать, дать ей какие-то дополнительные шансы. Но если у оппозиции есть мало-мальски серьезные поводы для активной деятельности, она, поверьте, своего шанса и так не упустит. Просто у противников нынешнего азербайджанского руководства таких поводов нет. Да, эти люди сейчас в подавленном состоянии, и никто не сможет искусственно повысить их роль и значение в обществе. Я считаю, что прошлой осенью азербайджанская оппозиция полностью себя дискредитировала, и ее нынешнее положение вполне соответствует тому, что она значит для общества.
Что касается власти, то мы сейчас очень лояльно и даже нежно относимся к внутренней оппозиции. Руководство Азербайджана исходит из того, что в любой демократической стране у правящего режима должны быть оппоненты. Это аксиома. Появится ли в стране после октябрьского краха новая оппозиция, будет зависеть от того, насколько эти люди будут отражать мнение пусть даже части общества, насколько их идеи станут близки рядовому избирателю.
– Тем не менее резолюции ПАСЕ приняты. Примет ли Азербайджан выдвинутые условия или рискнет проигнорировать их?
– Я, конечно, не могу предугадать, какими будут действия президента Азербайджана Ильхама Алиева. Хотя и без страсбургских резолюций в том, что касается выполнения обязательств перед ПАСЕ и освобождения политзаключенных, шла и продолжается очень позитивная работа. Но зацикливаться на теме политзаключенных, по-моему, тоже не совсем правильно. Тем более что считать политзаключенными тех, кто учинил хулиганство и совершал акты вандализма на глазах у многомиллионной телевизионной аудитории, это большая глупость.
– Применение санкций ПАСЕ в отношении Азербайджана, по-вашему, возможно?
– Не думаю, что против нас в итоге введут какие-то санкции. Ведь в Азербайджане действительно очень многое делается для решения стоящих перед страной проблем. В том числе и в плане демократических преобразований. И делается это не только потому, что мы связаны какими-то международными обязательствами, – работа в этом направлении лежит в основе политики главы нашего государства.
Баку