0
3628
Газета Дипкурьер Интернет-версия

26.01.2004 00:00:00

Алан Гринспен: не в деньгах счастье

Виктор Супян

Об авторе: Виктор Борисович Супян - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН.

Тэги: гриспен, сша, биография


гриспен, сша, биография Остроумный, веселый, галантный – таким знают внешне всегда сдержанного и суховатого Гринспена его близкие знакомые.
Фото Reuters

Его называют вторым по влиянию – после президента – человеком в США. В Америке у него есть прозвище – Денежный Маэстро. К его словам прислушиваются предприниматели, игроки на бирже, инвесторы, банкиры, министры экономики и финансов, председатели центральных банков многих стран, миллионы рядовых граждан – потребителей и вкладчиков.

Каждое утро он просыпается в 5.30 и в течение 1,5 часа принимает ванну, одновременно читая экономические сводки и обдумывая финансово-экономические проблемы страны. Он – это Алан Гринспен, председатель совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС) США (так называется в США Центральный банк), влиятельнейшего органа экономической политики страны.

Рыночник на госслужбе

На нынешний пост председателя совета Гринспен был назначен президентом Джорджем Бушем-младшим 20 июня 2000 г., причем уже в четвертый раз. На три предшествующих четырехлетних срока руководителя ФРС его назначали президенты Рональд Рейган, Джордж Буш-старший и Билл Клинтон.

Алан Гринспен родился в марте 1926 г. в г. Нью-Йорке. В 1948 г. он получил степень бакалавра, а в 1950 г. – степень магистра по экономике в Нью-Йоркском университете. Кроме того, некоторое время он учится в аспирантуре Колумбийского университета. В 1977 г. он защищает в Нью-Йоркском университете степень доктора наук по экономике. После окончания университета его карьера – это череда различных, но неизменно важных государственных экономических должностей, а также работа в частном бизнесе.

С 1954 по 1974 г. и с 1977 по 1987 г. доктор Гринспен работал председателем совета директоров и президентом частной консультативной компании «Таунсенд-Гринспен и Ко», основанной им вместе с Уильямом Таунсендом, специалистом по ценным бумагам. После смерти Таунсенда в 1958 г. Гринспен становится президентом и основным владельцем этой компании. В 1974 г. он принимает предложение президента Ричарда Никсона возглавить Совет экономических консультантов при президенте, важный орган по выработке экономической политики страны. Возглавив совет 1 сентября 1974 г., за месяц до отставки Никсона, он продолжает работу на этом посту и при президенте Джеральде Форде до прихода к власти президента Джеймса Картера в 1977 г. Другая важная государственная позиция, которую занимает Гринспен уже при Рейгане с 1981 по 1983 г., – председатель Национальной комиссии по реформе системы социального страхования.

Когда в 1987 г. бывший председатель ФРС Пол Волкер неожиданно подал в отставку, в его преемники президент Рейган предложил именно Гринспена. Он закрывает свою консалтинговую компанию и сосредоточивается на государственной работе.

Перечисление всех прочих государственных должностей, которые в разное время занимал Алан Гринспен, заняло бы немало газетного места – был он и членом президентского консультативного совета по разведке, и членом комиссии по финансовым институтам и их регулированию, и комиссии по переходу на военную службу по контракту и т.д.

В короткие промежутки «отдыха» от госслужбы Гринспен успел потрудиться и в частном секторе: он был корпоративным директором в «Алюминиевой компании Америка» («АЛКОА»), в корпорациях «Аутомэтик Дэйта Просесинг», «Дженерал Фудс», «Джэй Пи Морган», «Мобил», членом попечительского совета исследовательской корпорации «Рэнд», директором Института международной экономики, членом наблюдательного совета Гуверовского института.

Весь послужной список мог бы занять значительную часть газетного листа. Его знания, умение мыслить стратегически, делать верные прогнозы были востребованы всегда, какая бы политическая «погода» ни стояла на американском дворе. При этом любопытно, что Гринспен – один из самых убежденных приверженцев и адвокатов свободного рынка и предпринимательства – большую часть своей жизни провел именно на госслужбе. Некоторые из близких его соратников даже считают, что он делает это специально, чтобы было удобнее бороться изнутри с главным злом капитализма – бюрократией и самим государством.

Вундеркинд с саксофоном

Родился Алан Гринспен в Бруклине, в районе, который назывался «Франкфурт на Гудзоне», поскольку там селилось много еврейских иммигрантов из Германии. Родители его отца, биржевого брокера, также были выходцами из Германии. По материнской линии его предки были иммигрантами из Польши. Когда Алану исполнилось 5 лет, его родители развелись и он воспитывался матерью и ее родителями.

Его мать Роуз после развода вместе с Аланом переехала к своим родителям в маленькую 2-комнатную квартиру в шестиэтажном доме на углу Бродвея и 163-й улицы и пошла работать в мебельный магазин. Рядом с ними жила семья сестры Роуз – Мэри и ее мужа Джекоба Халперта, в которой было двое детей – мальчик и девочка. Именно с ними и с их отцом юный Алан и проводил большую часть времени.

Когда Алану исполнилось 9 лет, его отец в один из своих нечастых визитов подарил ему свою недавно опубликованную книгу, которая называлась «Впереди – выход из кризиса». В ней Герберт Гринспен отстаивал необходимость государственных программ с целью стимулирования экономики.

Но интересы 9-летнего Алана в то время были чрезвычайно далеки от экономики. Гораздо больше он с друзьями интересовался бейсболом. Однако, кто знает, может, именно эта книга отца уже тогда посеяла семена интереса или по крайней мере вызвала любопытство к экономике у будущего руководителя ФРС. Тем более что уже в детстве юный Гринспен отличался незаурядными способностями. В 5 лет он мог свободно складывать в уме трехзначные цифры. Мать нередко демонстрировала это его умение гостям и соседям. В школе он явно выделялся среди сверстников, по их отзывам, «Алан все всегда делал отлично». При этом он рос вполне нормальным ребенком: играл с друзьями, занимался спортом.

Нельзя не сказать о том, что рос Алан в очень музыкальной семье: его дед, Натан Голдсмит, пел в хоре синагоги в Бронксе, мать также любила петь и играть на фортепьяно. Эти увлечения родных сказались и на Алане: он начал играть на кларнете в школьном оркестре. Затем он увлекся музыкой столь серьезно, что начал брать уроки у одного из лучших в то время учителей музыки Нью-Йорка Билла Шайнера.

В 1943 г. Гринспен окончил среднюю школу им. Дж.Вашингтона. Под его фотографией в школьном альбоме выпускного класса была надпись: «Очень умен и талантлив. Поиграет для вас на саксофоне и кларнете». Любопытно, что в этой же школе учился двумя годами старше другой знаменитый выходец из Германии – Генри Киссинджер.

После окончания школы Алан еще некоторое время учился музыке, а затем целый год гастролировал с оркестром Генри Джерома, где играл на тенор-саксофоне и кларнете. Однако интерес к экономике все-таки пересилил, и Гринспен поступает в Нью-Йоркский университет, в школу коммерции. Позже он изучает экономику в Колумбийском университете в Нью-Йорке.

В 1952 г. Гринспен женится на Джоан Митчелл, художнице. Однако их брак оказался недолгим – они расстались уже через год. Но именно первая жена познакомила Алана с Эйн Рэнд, писательницей и социальным философом, взгляды которой оказали сильное влияние на молодого Гринспена. Именно Эйн Рэнд, по словам Гринспена, заставила его задуматься о том, что «капитализм – это не только эффективная и практичная система, но еще и моральная». Гринспен и Рэнд оставались друзьями вплоть до ее смерти в 1982 г.

Во второй брак Гринспен решился вступить лишь через 45 лет после первого, в 1997 г., после 12 лет отношений с новой избранницей – Андреа Митчелл, журналистом-международником из телекомпании Эн-би-си.

Спаситель американской экономики

Алан Гринспен – последовательный республиканец, приверженец либеральных (в российском понимании) взглядов на экономику и экономическую политику. С самого начала своей государственной деятельности он проявил себя как сторонник жесткой денежно-кредитной политики с целью недопущения чрезмерной инфляции, чем завоевал уважение всего финансового сообщества США. В Америке считают, что именно Гринспен благодаря умелой денежно-кредитной политике сумел минимизировать разрушительные для экономики последствия так называемой «черной пятницы» – биржевого краха 19 октября 1987 г., когда индекс Доу-Джонса обрушился на 508 пунктов.

В результате действий главы ФРС крах на биржевом рынке оказался гораздо менее болезненным для экономики США. В своей последующей деятельности Гринспен сконцентрировался на борьбе с инфляцией. Он сумел убедить в правильности cвоих подходов и нового президента – Билла Клинтона и продолжил работу уже для демократической администрации. В 1996 г. Гринспен, как считают многие эксперты, сумел снизить «перегрев» фондового рынка одним лишь упоминанием того, что акции на бирже взлетели, по его мнению, слишком высоко. Началась массовая продажа акций и обстановка на бирже разрядилась.

В 1998 г. Гринспен умело противостоял влиянию на американскую экономику финансовых кризисов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и России, убедив своих коллег по Федеральной резервной системе трижды понизить учетную ставку ФРС. Во многом благодаря политике главы ФРС в конце 90-х годов уровень безработицы в стране достиг самого низкого за два с лишним десятилетия показателя (4%), а уровень инфляции – минимального уровня за 11 лет (1,5% в годовом исчислении).

Однако было бы неверно утверждать, что у Гринспена нет противников и критиков. Например, Джордж Грант, издатель журнала «Обозрение процентных ставок», утверждает, что именно по вине Гринспена в конце 1990-х годов на американской фондовой бирже «надулся огромный мыльный пузырь», который привел к чрезмерному инвестированию в экономику, ее «перегреву» и угрозе инфляции. Как считают некоторые эксперты, именно глава ФРС ошибочно рекомендовал поднять учетную ставку в 1998 и 2000 гг., что привело к экономическому спаду в марте 2001 г.

Порой критики обвиняют Гринспена в том, что он исповедует в деятельности ФРС преимущественно «антикризисный подход», а требуется долговременная денежно-кредитная политика. Как отмечает Рич Миллер, обозреватель влиятельного журнала «Бизнес Уик», «если бы такая политика действительно была, то в июле 2003 г. учетную ставку надо было сократить на 0,5 процентных пункта (п.п.), а не на 0,25 п.п., как это сделала ФРС». Как полагают некоторые аналитики, в условиях стагнации начала 2000-х, потеря доверия к политике ФРС в США действительно имела место среди американских и зарубежных инвесторов.

Однако, несмотря на критику, авторитет Алана Гринспена пока непоколебим. В настоящее время он последовательно выступает против усиливающегося протекционизма в экономической политике США. Несмотря на растущий дефицит торгового баланса США, Гринспен твердо убежден в том, что протекционизм может нанести вред конкурентоспособности американских компаний в глобализирующейся экономике. В своем выступлении в Институте Като в ноябре 2003 г. Гринспен выразил тревогу по поводу растущего дефицита платежного баланса, достигшего 5% ВВП (480 млрд. долл.), что существенно выше предыдущего рекорда в 3,5% ВВП, отмеченного в 1986 г. Вместе с тем он подчеркнул, что несомненным свидетельством силы американской экономики сегодня является отсутствие признаков какого-либо инфляционного давления на экономику, несмотря на то что за последние 2 года доллар упал в цене относительно других ведущих мировых валют примерно на 20%.

Как минимум дважды в год глава Федеральной резервной системы выступает в Конгрессе США с докладом о положении в экономике и в сфере финансов. К его словам внимательно прислушиваются политики и аналитики во всем мире. Дж. Буш-младший, например, на вопрос о том, что он будет делать в первую очередь в случае возникновения чрезвычайной экономической ситуации, ответил: «Немедленно свяжусь в Аланом Гринспеном».

От одного прогноза главы ФРС могут взлететь вверх или упасть котировки акций. Осознавая свое влияние, Гринспен часто старается выражаться достаточно туманно и неоднозначно. Ему самому принадлежит фраза: «Если я кажусь вам слишком ясным, то, весьма вероятно, вы меня не поняли». На самом деле стиль его речи стал столь осторожным и двусмысленным, что, говорят, даже жена вынуждена переспрашивать его дважды, чего же он хочет. Может быть, в этой осторожности и в осознании своего экономического влияния и кроется секрет его могущества?

Алан Гринспен регулярно высказывается в научной и экономической прессе по самым актуальным экономическим проблемам. Так, среди его недавних работ, например: «Глобальная экономическая интеграция: возможности и вызовы», 2001 г., «Неравенство доходов: проблемы и варианты политики», 2002 г. Его многочисленные выступления на симпозиумах и конференциях, в Конгрессе неизменно вызывают огромный интерес американской и мировой экономической и финансовой общественности.

Заслуги Гринспена нашли признание в его многочисленных наградах. Он избран почетным профессором ведущих американских и иностранных университетов – Гарвардского, Йельского, Пенсильванского, Нотр-Дамского, отмечен почетным знаком Американского института государственной службы, награжден французским орденом Почетного легиона.

Любопытно, что зарплата Алана Гринспена – самая низкая среди руководителей центральных банков стран «большой семерки»: «всего-навсего» 171 900 долл. в год. К примеру, руководитель итальянского Центробанка получает 743 тыс. долл., а Банка Англии – 446 тыс. долл. в год. Однако имя главы ФРС США явно гораздо более известно, чем имена многих его коллег, да и авторитет, конечно, повыше. Может быть, и для банкира не всегда в деньгах счастье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
462
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
249
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
484
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
312

Другие новости