0
1545
Газета Дипкурьер Интернет-версия

26.01.2004 00:00:00

Лишний пиар нам не нужен

Юрий Ушаков

Об авторе: Юрий Викторович Ушаков - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в США.

Тэги: сша, сотрудничество, путин, буш


Нередко приходится слышать рассуждения, что отношения России и США чуть ли не полностью завязаны на личном взаимопонимании президентов Владимира Путина и Джорджа Буша. Иной раз доходит до утверждений, будто кроме этих особых контактов в развитии двустороннего партнерства в последние годы мало что наработано. Позволю себе высказать мнение, что это совершенно не так.

 

Тональность сохраняется

 

Конечно, стопроцентного удовлетворения тем, как шло сотрудничество, нет ни в Москве, ни в Вашингтоне, но вместе с тем нельзя не видеть, что двустороннее партнерство за последние два-три года претерпело качественные позитивные изменения. Сам характер отношений стал иным, непохожим на то, что мы имели в 1990-е годы, не говоря уже о привычных схемах периода конфронтации. Тем более что над всем этим в 2003 году как бы нависал Ирак, по которому позиции России и США принципиально расходились. И то, что в результате этого двусторонние отношения не сбились с их новой тональности, – само по себе показатель заложенного в них стабилизирующего ядра.

Да, тон во многом задавали и задают именно контакты на президентском уровне, и то, что удалось выстроить диалог первых лиц, стимулирующий сотрудничество на других этажах, – действительно большое достижение. Все это внушительно дополнялось и подкреплялось интенсивнейшим взаимодействием Игоря Иванова и Колина Пауэлла, обменами по линии различных ведомств и правительственных структур. Никогда раньше стороны не ставили совместные задачи по конкретным направлениям развития отношений и не отслеживали столь заинтересованно ход их выполнения.

Или взять отраслевых министров. По сути, весь наш экономический блок интенсивно работает напрямую с американскими партнерами, и вопросы, которые обсуждаются, тоже в известном смысле становятся знаком нового времени. "Загоризонтная" широта тематического охвата, вплоть до совместного решения проблемы долгового бремени развивающихся стран, – элемент нового качества партнерства с Америкой.

Стали возникать масштабные и перспективные области сотрудничества, такие, как ипотека или реформа российского жилищно-коммунального сектора, появились и совершенно новаторские проекты, в частности, относящиеся к налаживанию производства в России сжиженного природного газа. "Второе дыхание" обрел важнейший в цивилизационном масштабе проект создания международного экспериментального термоядерного реактора – ИТЭР. Мы, кстати, предложили определенное решение спорного вопроса о том, где строить этот реактор. Надеемся, что американцы и другие участники ИТЭР прислушаются к нашей "подсказке". Недавно в США проведена крупнейшая выставка уникальных российских технологий, разработанных предприятиями Минатома. Привлечение инвестиций под их внедрение – важная задача на дальнейшее.

 

Новые сферы сотрудничества

 

Или возьмем, например, не имеющее аналогов сотрудничество с компанией "Локхид Мартин", устанавливающей на свои носители российские ракетные двигатели РД-180. Такое и представить было нельзя всего несколько лет назад, когда предприятия американского, да и нашего ВПК были во многом генераторами межгосударственного антагонизма.

Доля российских высоких технологий – по атому, космосу, компьютерным программам – в экономических обменах с США должна расти и дальше. Политики, дипломаты и эксперты обеих стран активно работают над этим. Кстати, если раньше преобладал "отток мозгов" наших программистов в США, то сейчас доминирует размещение американскими компьютерными компаниями заказов в России. Рынок офшорного программирования уже составляет несколько миллиардов и растет на 30–40% в год. Российско-американские круглые столы в Силиконовой долине по информтехнологиям превратились из экзотических явлений в естественный инструмент общения деловых кругов.

Особо выделяется начинающаяся двусторонняя состыковка в энергетической сфере. Может быть, это один из самых главных показателей прогрессирующего сотрудничества, приобретающего стратегический характер. Речь не о тривиальной продаже энергетических ресурсов России. Сотрудничество с США содействует прежде всего привлечению в российский ТЭК крупных инвестиционно-финансовых ресурсов, современных технологических разработок.

Американцы находятся на пути к пересмотру своего восприятия глобального рынка энергоносителей, что открывает перспективы переплетения интересов России и США в столь жизненно важной сфере. Ставшие в последние годы регулярными так называемые энергосаммиты способствуют этому, стимулируют связи между энергетическими бизнес-сообществами. Многое уже в стадии реализации – Сахалин, Каспийский трубопроводный консорциум, инвестиции в Тюменскую нефтяную компанию. Надеемся, что последуют новые значимые проекты типа совместного освоения Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море.

Зримый отпечаток нового в наших отношениях – это и появление российского бизнеса в США. Привычный в России логотип "ЛУКОЙЛ" заменил вывески "Гетти" на автозаправках американского Северо-Востока, у крупного металлургического предприятия "Руж стил" теперь новый хозяин – череповецкая "Северсталь", российский титан используется в крыльях и фюзеляжах "Боингов", российский палладий – в катализаторах на "Фордах" и "Кадиллаках". Некоторые наши компании уже котируются на Нью-Йоркской бирже, и вообще российские деловики все энергичнее ищут подходящие ниши для работы на американском рынке.

 

Противодействуя общим угрозам

 

Контртеррористическое сотрудничество – квинтэссенция всего нового, что сложилось в отношениях с США после 11 сентября 2001 года. Это сотрудничество носит комплексный, многогранный характер, дает практическую отдачу, символизирует общность интересов двух держав в сфере противодействия современным вызовам и угрозам. Плодотворно функционирует двусторонняя рабочая группа по борьбе с терроризмом. Она, кстати, имела прецедентный характер для выстраивания контртеррористического взаимодействия России со многими другими странами.

Характерно, что в рамках антитеррористической работы, например, по Афганистану, между собой тесно контактируют спецслужбы и правоохранительные органы наших стран. В истекшем году успешно проведена уникальная совместная операция (с подключением и англичан) по пресечению попытки контрабанды партии переносных зенитно-ракетных комплексов "Игла", удалось перекрыть целый ряд каналов финансирования международных террористических группировок и т.д.

Россия и США начинают взаимодействовать и в сфере нераспространения ОМУ и его составляющих, а ведь в этой сфере традиционно накапливались и выплескивались наружу взаимные претензии и упреки. Они по-прежнему дают о себе знать, но и примеры сотрудничества множатся. Это внушительная программа возвращения в Россию высокообогащенного топлива из исследовательских реакторов советского производства в странах Восточной Европы, сотрудничество по нашим реакторам – наработчикам оружейного плутония, строительство с американской финансовой помощью объекта по уничтожению фосфорорганических боеприпасов в поселке Щучье Курганской области.

Даже в такой сверхтрудной области, как контроль над вооружениями и стратегическая стабильность, где противостояние наших двух стран длительный период определяло основное содержание международных отношений, в последние годы обозначились подступы к совершенно иному алгоритму ведения дел. При всей специфике отношения нынешней администрации США к международным договоренностям в разоруженческих делах с ней удалось заключить концептуально отличающийся от предыдущих Договор о стратегических наступательных потенциалах. Постепенно налаживаются контакты по военной линии.

 

Фундамент заложен надежный

 

В других сферах – тоже много признаков нового. В частности, раньше не было документов, определяющих параметры сотрудничества между палатами наших парламентов, – теперь есть; раньше мы были в известном смысле антагонистами в ближневосточных делах – теперь совместно и довольно эффективно работаем в составе "квартета"; раньше конфронтовали по Корее, а сейчас – вместе участвуем в шестисторонних переговорах; прорабатываются совместные инициативы по лечению и профилактике СПИДа и т.д.

Примеры можно было бы продолжить, но уже приведенные факты показывают, что отношения с США носят далеко не "надстроечный" характер, что начинает формироваться их позитивный базис, фундамент, отталкиваясь от которого можно двигаться дальше. Это свидетельство того, что между странами, между двумя народами, а не только между руководством, постепенно укореняется настрой в пользу сотрудничества, которое взаимовыгодно, которое значимо для всего мирового сообщества.

Но, конечно, многое все еще тянет отношения назад, мешает их потенциалу полнее раскрыться. "Оковы" в мышлении и в практической политике разбить не так просто. Проблем предостаточно: тут и препоны в вопросах въезда в США и выдачи американских виз, трения вокруг российского участия в иранской программе развития атомной энергетики, разночтения по некоторым региональным делам, в том числе на пространстве СНГ, это и зависшая немым укором Америке пресловутая поправка Джексона–Вэника, и немало других проблем.

Но главное, что сейчас беспокоит, – сложившийся в американских СМИ и в некоторых политических кругах неблагоприятный фон восприятия происходящего в России, будь то Чечня, «дело ЮКОСа», итоги выборов в Думу, отношения власти и СМИ. Причем то, как идет подача материалов по российским делам, особенно настораживает, поскольку обе страны вступили в ответственный предвыборный период (у нас он закончится быстрее, у американцев он по традиции более продолжителен). В пылу избирательных кампаний кое у кого появляется дополнительный соблазн принизить значение достигнутого в российско-американских отношениях, раскрутить нападки на официальную политику в надежде заработать для себя какие-то пиаровские очки.

С учетом этого одна из актуальных задач для Москвы и Вашингтона в том, чтобы совместно постараться уберечь отношения от конъюнктурных веяний, не дать им деформироваться под воздействием предвзятости и разного рода сиюминутных наскоков.

Эти отношения слишком важны, чтобы возникла предвыборная пауза в их поступательном ходе, а тем более чтобы эта пауза заполнилась негативной энергией противников российско-американского партнерства.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Под прицелом: как «Фридом Финанс» отражает атаки черного пиара

Под прицелом: как «Фридом Финанс» отражает атаки черного пиара

Денис Писарев

0
1758
Российский авторынок обрушился на 45%

Российский авторынок обрушился на 45%

Ольга Соловьева

Покупка машины в кредит стала недоступной роскошью

0
4056
Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Анастасия Башкатова

Пожилые граждане рискуют недобрать баллы

0
4099
Рост мировой экономики превращается в спад

Рост мировой экономики превращается в спад

Михаил Сергеев

Китай теряет кредитные рейтинги после начала глобальной торговой войны

0
3707

Другие новости