Через 12 лет после развала СССР настала пора говорить не только об экономической неэффективности Содружества Независимых Государств, но и проанализировать серьезные негативные социальные последствия постсоветской интеграции. Свободное перемещение рабочей силы в рамках интеграционного объединения стало принимать явно гипертрофированный характер, неся реальную угрозу национальной безопасности России.
═
Боевики и торговцы на службе клановых интересов
═
Сразу скажем, что речь не идет о почти 5 млн. украинцев, сотнях тысяч молдаван, которые работают на предприятиях добывающих и перерабатывающих отраслей, водителями ТС, строителями, и о сотнях тысяч жителей центральноазиатских стран, укрепляющих кадровый состав муниципальных коммунальных служб или подмосковного сельского хозяйства. Вне всяких сомнений, их труд полезен для РФ и вызывает уважение россиян.
Однако из-за неурегулированного до сих пор в законодательном порядке процесса так называемого свободного перемещения рабочей силы в пределах СНГ, а также из-за отсутствия соответствующей нормативной правовой базы в РФ наши партнеры по Содружеству стали использовать Россию для решения самых жгучих проблем своего выживания.
В начале 90-х годов главным образом из-за внутренней неразберихи в российских «верхах» Россия стала прибежищем и настоящим «отстойником до лучших времен» для многих представителей оппозиции, потерпевшей поражение в схватках с правящими режимами. Известно, что бывшие боевики, скрываясь в России, существенно усугубили здесь криминогенную обстановку.
Не секрет, что большинство правящих режимов в государствах стимулирует миграционный процесс. Эти режимы, не желая проводить рыночную трансформацию своих национальных экономик, таким специфическим образом решают, во-первых, проблему занятости своего населения, чтобы не допустить социального взрыва. Во-вторых, формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран, необходимый для их выживания, – за счет значительных денежных поступлений из РФ.
═
Москва – столица мигрантов
═
Красноречивым примером так называемого перелива рабочей силы из стран СНГ в Россию является Москва. Конечно, в советский период в Москве проживали национальные диаспоры из соседних республик, насчитывавшие, как правило, от 50 до 150–200 тыс. человек. Сегодня в столице и Подмосковье уже насчитываются миллионы нерезидентов. Только граждан Азербайджана в Московском регионе почти 1 млн. 200 тыс. человек, а по всей России – около 2,5 млн.
По данным из достоверного источника в московском правительстве, например, в 2002 году выходцы из трех закавказских республик вывезли из Московского региона на свою родину около 10 млрд. долл. США, что составляет примерно 10% российского федерального бюджета. Только единицы из них легально платят налоги.
Система оптовой и розничной торговли давно не контролируется местными властями, а «схвачена» нерезидентами. Путем многократных посреднических надбавок к цене товара они изымают весомую часть из наших семейных бюджетов.
Процесс неконтролируемого перемещения рабочей силы из стран СНГ в сферу оптовой и розничной торговли сегодня захватил практически всю Россию и почему-то находит полную поддержку федеральных властей. Это вполне стыкуется с политикой радикального либерализма, когда многие сектора национальной экономики уже не принадлежат россиянам.
Подобная псевдоинтеграция со странами СНГ может привести в ближайшем будущем к внутренней социальной дестабилизации в России.
═
Национальные классы в российских школах
═
Кроме скупки жилья сегодня в ход пошли земельные участки и промышленные предприятия. Так называемые мигранты из бывших советских республик уже не стесняются выдвигать требования о создании азербайджанских, армянских и других этнических классов в школах таких городов, как Мытищи, Щелково, Долгопрудный и др. Иными словами, многочисленные нерезиденты стремятся улучшать свои жизненные условия за счет скудного российского бюджета, значительно усиливая нагрузку на местные муниципалитеты. Это, естественно, не может не вызывать роста раздражения у коренного населения.
Насколько мне известно, в странах Европы, в крупных столичных городах, таких, как Лондон, численность мигрантов не превышает, как правило, 300–500 тыс. человек. Легальный въезд мигрантов в любую европейскую страну жестко квотируется, а с нелегалами ведется бескомпромиссная борьба.
═
Что получит Россия от подобной псевдоинтеграции?
═
Если и дальше проводить политику без всяких ограничений и без государственного регулирования социально-экономических процессов, произойдет этносоциальное расслоение и формирование в России многосекторной этноэкономики. В рамках подобной экономической модели оказывается, что титульной нации не остается места ни в оптовой и розничной торговле, ни в сфере финансово-банковских услуг, ни в гостиничном бизнесе, ни в других прибыльных отраслях. Остается низкооплачиваемая и трудоемкая работа на шахтах, в системах образования и здравоохранения, а также возможность рисковать собственной жизнью при проведении нескончаемых антитеррористических операций.
России следует поучиться национально-прагматическому подходу к межгосударственному сотрудничеству, например, у Киева, Баку, Еревана, Тбилиси и Кишинева, чтобы успешно защищать интересы не только своих соотечественников в ближнем зарубежье, но и жизненные интересы непосредственно российских граждан. Вряд ли стоит доказывать, что межгосударственная интеграция должна не ухудшать, а повышать уровень жизни народов, участвующих в ней стран, причем не за счет интересов никакого народа.