0
1636
Газета Дипкурьер Интернет-версия

26.01.2004 00:00:00

Между Тбилиси и Москвой

Тэги: осетия, грузия


осетия, грузия Цхинвали напоминает российскую провинцию.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)

Последние десять лет Грузия напоминает шумную коммунальную квартиру, где перессорившиеся соседи торопливо разбегаются с общей кухни по национальным квартирам. Кто смотрит в сторону России, кто – Армении, кто – Турции.

Из Южной Осетии на север через Кавказский хребет ведет Транскавказская автомагистраль, которая объединяет и разделенный по госгранице осетинский народ. Самопровозглашенная республика до сих пор надеется на объединение с Северной Осетией в составе России.

Потерянное десятилетие

Несколько старинных христианских храмов на заснеженных склонах гор и не тронутые войной административные здания советской постройки на центральной улице Сталина придают Цхинвали акварельную нежность и оправдывают его столичный статус. Романтическое впечатление рассеивается, когда спускаешься по дороге с возвышенности в низину...

Сегодня на первый взгляд Южная Осетия напоминает российскую провинцию. Здесь все русское – от рублей, российских паспортов и названий улиц до настроений и надежд. Все это давно уже нехарактерно для Грузии, где вторым языком после государственного грузинского все увереннее становится английский.

«За 10 лет мы деградировали в политическом, экономическом и – самое страшное – в моральном плане, – говорит министр экономики республики Геннадий Кокоев. – Население республики уменьшилось в три раза и составляет около 30 тысяч человек. Местных товаров нет. Средняя зарплата 300, а пенсия – 100 рублей».

Электричество подают по графику

Рынок и Транскавказская «дорога больших денег» – вот и вся экономика Южной Осетии. По трассе везут все – от продуктов и горючего до дензнаков и прессы. Не без помощи местных «авторитетов» властям удалось обеспечить бесперебойную работу магистрали, которую даже отремонтировали.

Если бы власти смогли обеспечить население газом и электричеством... Как пишет местная «Молодежь Осетии», «обогреваться газом слишком обременительно, электричеством преступно, углем – можно не вспоминать, дровами – не столь эффективно. К тому же весь лес мы извели». Газификация города уже началась, а на завершение строительства единственной ГЭС пока ищут деньги. А они понятно где – за Кавказским хребтом.

«Хорошо бы еще подключить республику к интернету, – мечтает Алан Кодзоев, журналист и владелец местной телекомпании «Арт», – это было бы революцией в наших горах. Связь безнадежно устарела...»

Вся производственная площадь телекомпании теснится в двух комнатах трехэтажного здания. В коридоре на цементном полу журналист готовит про запас дрова: электричество подают по графику. В «творческой лаборатории» один из репортеров неспешно набирает текст на единственном в студии компьютере. Вечером эфир. Чтобы экономить топливо, весь коллектив – несколько человек – собрался в единственной отапливаемой комнате. «Денег не платят никаких. На жизнь зарабатываем как придется, здесь – только для души». Радио и две официальные газеты – вот и все СМИ республики.

Закидаем товаром Закавказье?

До войны Коста Валиев работал инженером на местном «Эмальзаводе». В 80-е градообразующее предприятие остановилось, станки «исчезли». Потом пришли другие собственники, трубы задымили, но «химию» выпускали дедовским способом. «Оклады в 100 рублей задерживали месяцами. Была еще пенсия по ранению во время конфликта. Но она, не поверишь, была всего 7 рублей. Плюнул на все – и теперь я здесь». Коста оглядывает свое новое рабочее место – контейнер на крупнейшем оптовом рынке Цхинвали.

Из-за ранения Коста плохо передвигается, но торговле это не мешает. Его дело – принять товар и реализовать его оптовикам. Отсюда астраханский бензин, беслановский спирт или ставропольская мука следуют дальше уже с грузинской маркировкой. Поставками грузов из России на местный рынок занимаются в основном осетины.

Оптовый рынок в Тбилиси на самом высоком официальном уровне называют экономической диверсией Москвы против Грузии. На самом деле перекрыть движение контрабанды довольно легко – из Южной Осетии во внутренние районы Грузии ведет одна дорога.

Первый тост – за Россию

Своих ресурсов у Цхинвали почти никаких. Квайсинский рудник, минеральные воды да сельское хозяйство. Все это есть в любой кавказской республике. Армия республики – сотня омоновцев. Поэтому все надежды на Москву и Владикавказ.

Поэтому главная забота правительства, кроме газа и электричества, – всячески укреплять и наращивать связи с Владикавказом. В планах – создание совместных таможен, налоговых структур, совместная ротация кадров в правоохранительных структурах... Большие надежды на создание совместных предприятий. Из-за дефицита кадров предлагается направлять на несколько лет в Цхинвали опытных специалистов с сохранением за ними на местах квартир, должностей и зарплат. Может, тогда и осетинские беженцы (а их в России 60 тыс.) пожелают оживить экономику на родине, надеются чиновники.

* * *

Как разрешится осетино-грузинский конфликт – неизвестно. Цхинвали ведет последовательную политику по выходу республики из состава Грузии. Ни грузины, ни осетины не верят, что они или их дети вновь окажутся в горниле войны. Грузины продолжают покидать Южную Осетию, продавая свои квартиры местным жителям. На такой же возможности для осетин, проживавших до конфликта вне Южной Осетии, настаивает президент Эдуард Кокойты. Он надеется, что тогда хотя бы часть из них пожелает вернуться в обезлюдевший Цхинвали.

Цхинвали


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2099
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1353
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1007
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1320

Другие новости