В ближайшее время Каспийский регион может стать одним из главных центров мирового противостояния, в орбиту которого будут включены не только США, Европа, но и новые игроки с Евразийского континента – Китай и Индия.
Как известно, на днях в Пекине официально завершилось структурное формирование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Участие КНР в ее работе означает усиление этой организации, которая кроме озвученных задач борьбы с терроризмом намерена реализовать военно-экономические, а также новые трубопроводные проекты.
По крайней мере подписанное в 1997 году соглашение между Китайской национальной нефтяной компанией CNPC и Министерством энергетики Казахстана о строительстве трубопровода из Актау в Китай никто не отменял. Затягивание реализации этого проекта, видимо, связано с нежеланием других игроков на мировом рынке углеводородов, в первую очередь США и России, создавать альтернативные существующим и уже строящимся нефтепроводам (например, Тенгиз–Новороссийск и Баку–Тбилиси–Джейхан).
Интересы Китая на Каспии вполне объяснимы и предсказуемы. По прогнозам ведущих мировых экспертов, к 2010 году КНР будет импортировать ежегодно до 120 млн. тонн нефти, что вдвое больше по сравнению с 2002 годом. Именно к этому времени Азербайджан и Казахстан планируют расширить добычу нефти на Каспии. В то же время на Ближнем Востоке, откуда сейчас Китай импортирует почти половину необходимой ему нефти, прогнозируется кризис добычи углеводородов. Министерство финансов Китая считает, что трубопровод из Казахстана в Западный Китай имеет для Пекина жизненно важное значение, «особенно если учитывать возможность включения его в сеть с Туркменией и Азербайджаном. Для импортируемой из Казахстана нефти Китай готов построить огромный нефтеочистительный завод в Урумчи (Синьцзян). Согласно стратегии Пекина, нефть с запада Китая будет перекачиваться на индустриальное восточное побережье».
В таком контексте вопросы безопасности Каспийского региона в целом, а также каждого из государств Центральной Азии, по территории которых пройдет линия нефтепровода, приобретают для Пекина первостепенное значение. На официальном уровне Китай пока не оказывал помощь формированию военно-морских сил на Каспии. Но безвозмездная военная помощь оказывается практически всем государствам Центральной Азии. Львиная ее доля предназначена для Казахстана: китайская сторона обязалась оказать казахстанским вооруженным силам помощь на общую сумму 30 млн. юаней (3,6 млн. долл.). Это немного по сравнению со стоимостью льгот и объемами помощи, оказываемой Россией и странами НАТО. Однако китайская помощь направляется на конкретные проекты, имеющие стратегическое значение.
По данным министра обороны Казахстана Мухтара Алтынбаева, Китай уже предоставил казахским военным автомобили высокой проходимости, оргтехнику, тыловое оборудование, оснастил лингвистический кабинет для обучения солдат и офицеров китайскому языку. Рассматриваются вопросы обучения казахстанских курсантов военно-морскому делу, а также поставки для ВМС страны китайских военных катеров.
Определенные интересы сложились на Каспии и у Индии. Каспийское море – третий по разведанным запасам нефтяной бассейн в мире. В четвертом квартале 2004 года будет введен в строй новый трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД), который может серьезно повлиять на географию нефтяных маршрутов, пролегающих по территории СНГ. Этот проект ≈ в интересах США и других стран НАТО, но не сулит никаких выгод Москве. А вот альтернативные БДТ транспортные маршруты – например, коридор «Север–Юг» – удовлетворяют и Европу, и Россию, и Индию.
Открытие коридора «Север–Юг» по маршруту порт Мумбаи (бывший Бомбей, Индия) – порты Бендер-Аббас – Бендер-Амирабад (Иран) – Анзели (Иран) – Каспийское море – порт Оля (Астрахань, Россия) – Санкт-Петербург является выгодной альтернативой существующим до сих пор путям транспортировки грузов. Новый маршрут, по мнению специалистов, позволит сократить продолжительность перевозки грузов на 10–12 дней по сравнению с традиционным морским путем из Азии в Европу через Средиземное море и Суэцкий канал, который занимает 35 дней. А это, в свою очередь, позволит сократить транспортные затраты на 20%. Как ожидается, на первой стадии реализации проекта через коридор будет проходить от 15 до 20 млн. тонн грузов, а торговый оборот составит 10 млрд. долл.
Одним из основных объектов инфраструктуры российского участка коридора «Север–Юг» является новый строящийся морской торговый порт Оля. По оценкам специалистов, объемы перевалки грузов через этот порт к 2005 году могут составить 4 млн. тонн в год, а к 2010 году должны возрасти до 8 млн. тонн.
Хотя эксперты считают, что у этого проекта есть свои недостатки (например, отсутствие целостных нефтепроводов), однако в «Север–Юг» намерены вкладывать деньги не только Россия, Индия и Иран, но и другие игроки в Каспийском регионе – Казахстан и Туркмения.
В свою очередь, Дели уже выразил готовность укрепить Военно-морские силы Казахстана. Во время ноябрьского визита в Астану министр обороны Индии Джордж Фернандес договорился с казахстанской стороной о том, что Индия окажет ВМС республики помощь в обучении военнослужащих английскому языку, а также в подготовке специалистов для Каспийской флотилии и частей, несущих службу в условиях горной местности. Также обсуждались вопросы по организации совместного производства торпедного и тралового вооружения. Есть определенный интерес сторон к организации совместного производства стрелкового оружия на базе завода «Металлист» в Уральске (Западно-Казахстанская область).
Обращает на себя внимание, что в зоне Каспия создаются и другие проекты. В настоящее время французская компания TotalFinaElf занимается выработкой технико-экономического обоснования проекта нефтепровода Казахстан–Туркмения–Иран. А турецкие фирмы завершают переоборудование морского порта Туркменбаши, где значительное место уделено формированию военной инфраструктуры. В оборудовании береговых объектов для ВМС Азербайджана и Казахстана примут участие также США. Предполагается разместить на Апшеронском полуострове мобильные силы Пентагона и с его участием организовать мероприятия по совместной охране транскаспийского нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан.
В этой связи замминистра иностранных дел Ирана Мохсен Аминзаде 16 января на пресс-конференции в Баку в очередной раз заявил, что Иран выступает против иностранного военного присутствия на Каспии. Подобные заявления не раз делала и российская сторона. Активизация влиятельных внешних сил в районе Каспия в будущем может привести к переходу от громких заявлений к открытому противостоянию.