Одним из итогов уходящего года для СНГ является реальное формирование здесь военно-политического блока - Организации Договора о коллективной безопасности (куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан). С 1 января начинает свою работу Объединенный штаб вооруженных сил государств - участников ОДКБ, задача которого состоит в оперативном руководстве коллективными силами быстрого развертывания (КСБР). К настоящему времени в общую систему коллективной безопасности включены также региональные подсистемы, действующие на трех направлениях: на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском. Оборудуется соответствующая инфраструктура, и открытие российской авиационной базы в Канте (Киргизия) - это только одно из целого ряда мероприятий, связанных с реальными шагами в создании эффективной ОДКБ.
Во-первых, наращиваются коллективные силы быстрого развертывания. Как заявил недавно генеральный секретарь организации Николай Бордюжа, их численность будет увеличена почти в 2,5 раза и вместо 4 батальонов КСБР будет функционировать 9. Это по оргштатному составу будет приближаться уже к дивизии. Обращает на себя внимание, что страны ЦА и России единодушно решились на такой шаг. При этом, если в составе КСБР РФ, Киргизии и Таджикистана будет по 2 батальона, то Таджикистан намерен сформировать аж три.
Во-вторых, помимо КСБР формируются так называемые специальные силы, которые, по информации Бордюжи, будут использоваться не только в войсковых, но и иных операциях по противодействию угрозам, в том числе связанным с террористическими вылазками. Как известно, начало этому положила Россия, которая в 2003 году создала несколько бригад специального назначения, выделив их в отдельное командование, напрямую подчиненное Генштабу ВС РФ. Теперь российское военное ведомство должно помочь формированию подразделений спецназа государств-союзников. При этом силы спецназа ОДКБ также будут объединены в отдельное командование. Здесь обращает на себя внимание тот момент, что если КСБР предназначены для действий в Центрально-Азиатском регионе, то спецназ ОДКБ - на всех стратегически важных направлениях и во взаимодействии с другими силовыми ведомствами, в том числе и для прикрытия железных дорог. Это положение актуально еще и потому, что Россия при поддержке Армении разворачивает работы, связанные с восстановлением железнодорожного пути, идущего из Сочи через Сухуми и Тбилиси в Ереван.
В-третьих, совершенствуется система коллективной обороны на западном и закавказском направлениях. После ноябрьского визита министра обороны РФ в Армению оборонительный договор между двумя нашими странами был переписан, что во многом изменило цели и задачи совместной российско-армянской группировки войск на Южном ТВД. Аналогичные подвижки в российско-белорусских военных отношениях, которые продвинулись еще дальше и нацелены на создание единых вооруженных сил.
В-четвертых, в рамках решения совместных задач совершенствовалась и система ПВО государств ОДКБ. Достаточно сказать, что только в этом году на российском полигоне Ашулук проведено крупнейшее учение зенитно-ракетных подразделений государств - участников Договора о коллективной безопасности. Принято решение об оснащении войск ПВО Армении и Белоруссии новыми комплексами С-300, что значительно повышает безопасность государств ОДКБ на закавказском и западном направлениях.
Надо заметить, что активизации процессов, проходящих в рамках ОДКБ, способствовал ряд факторов. Первый из них, конечно, - международный. Страны ОБСЕ и США теснят Россию на постсоветском пространстве, и защитить свои интересы Москве легче в содружестве с другими странами СНГ. Другой фактор - материальный. Он связан с тем, что с 1 января страны ОДКБ перейдут на льготный режим военно-технического сотрудничества и практически бесплатный процесс подготовки военных кадров. А это ни много ни мало - несколько тысяч курсантов и офицеров. Только из Армении в РФ обучается около 500 военнослужащих. Практически на бесплатной основе Россия поставит зенитно-ракетные комплексы С-300 Армении и Белоруссии. А в целом доля РФ в финансировании мероприятий в рамках ОДКБ составляет 50%, доля остальных стран - по 10%.
Между тем Москва вынуждена идти на такой шаг, поскольку, видимо, считает, что только так она может завоевать лояльность своих союзников, которым помимо нее, как известно, безвозмездную помощь оказывают США и страны НАТО. Сколько тратит Россия на поддержку своих союзников, остается за кадром. Однако некоторые цифры известны. Обучение одного курсанта в год в российском военном вузе обходится в 800 тыс. рублей. Только один комплекс ПВО С-300 стоит несколько сотен миллионов рублей, современный бронетранспортер - это 2-3 млн. рублей, обеспечение и функционирование авиабазы Кант в Киргизии - это около 130 млн. рублей ежегодно. Москва предоставляет для Объединенного штаба ОДКБ здание, эксплуатацию которого тоже берет на свой счет (это 2-3 млн. рублей).
Таким образом, активность военной интеграции в рамках ОДКБ связана с системой стимулов, которые руководство РФ создало, чтобы побудить своих потенциальных союзников к сотрудничеству. И Москва этого не скрывает. На недавней встрече с военными министрами из стран СНГ президент РФ Владимир Путин подчеркнул это очень эффектно. "Я думаю, что раз уж мы создали такую военную организацию, ее участники должны чувствовать определенные преимущества, преференции", - заявил он.