Во время моего путешествия по Грузии мне несколько раз попадались водители такси, утверждавшие, что их страна является частью Европейского союза... Меня это шокировало, и я пытался объяснить, что на самом деле они имеют в виду Совет Европы, а не Европейский союз. Однако если вспомнить те высказывания о Грузии, которые делал Эдуард Шеварднадзе, вряд ли стоит с удивлением воспринимать это заблуждение.
Бывший президент среди прочего заявлял, что Грузия стоит на пороге НАТО и что нефтяная труба обеспечит стране экономическое чудо. Эти заявления далеки от реальности. И первая задача нового лидера страны будет заключаться в том, чтобы совладать с ожиданиями грузин. В конце концов Грузия - маленькая, бедная страна с нелегкой судьбой и с опасным окружением. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, завершение строительства которого намечено на 2005 год, безусловно, важен. Однако он вовсе не является той палочкой-выручалочкой, которая поднимет страну из руин.
С экономической точки зрения положение в Грузии продолжает ухудшаться. Это ставит дополнительные сложности перед новыми грузинскими лидерами, и та волна общественного оптимизма, которая привела их к власти, может столь же быстро исчезнуть. Грузия отчаянно нуждается в поддержке МВФ и в плане новых кредитов, и в плане его способности повлиять на то, чтобы Парижский клуб кредиторов согласился реструктуризировать грузинский долг, оцениваемый в 1,8 млрд. долл. Условия, выдвигаемые МВФ, очевидны: это более высокие налоги, урезание расходных статей бюджета и потенциально повышение тарифов на энергетику. Ни одно из них не является легковыполнимым.
Вне всякого сомнения, любое новое правительство будет управлять страной более эффективно, нежели предыдущая администрация, которая утонула в собственных ошибках и коррупции. Михаил Саакашвили выстроил свою популярность именно на борьбе с коррупцией. Это был молодой министр юстиции, указывавший на роскошные виллы своих коллег и спрашивавший, на какие деньги они были построены. Создание такого имиджа - храбрый и важный шаг. Однако на практике борьба с коррупцией - куда более сложная проблема.
Сепаратизм является вторым главным вызовом, с которым сталкивается новое правительство. Статус Абхазии и Южной Осетии - это по-прежнему открытый вопрос, равно как и статус Аджарии, управляемой "продуктом" старого режима Асланом Абашидзе. Возможно, новая команда будет более способной, дальновидной и желающей найти федеративные решения этим сепаратистским конфликтам.
Вне всякого сомнения, определяющей здесь будет роль России. В ближайшем будущем эта роль будет буквально предопределять поведение Абашидзе, возможности которого в данный момент ограничены и который может занять сепаратистскую позицию. Россия является единственной внешней силой, которая может существенно повлиять на все эти три проблемных района. Многое зависит от того, захотят ли российские внешнеполитические деятели занять конструктивную позицию или нет. Негативная дипломатия может испортить позитивный имидж, созданный посредничеством министра иностранных дел Игоря Иванова в обеспечении мирной передачи власти в Тбилиси.
Если Саакашвили будет избран президентом, а на сегодняшний день это представляется практически гарантированным, то вопрос будет в том, сможет ли он и его команда справиться со всеми перечисленными вызовами. На Западе новое правительство пользуется сильной симпатией, и это на первом этапе будет жизненно важным. Вероятно, мы можем ожидать, что МВФ пойдет на уступки Грузии в обмен на надежные обещания провести бюджетную реформу. Отношения с Россией представляются для Саакашвили более трудной задачей, так как он рассматривается как поддерживаемый Соединенными Штатами националист. В сфере внутренней политики Саакашвили также будет необходимо победить многочисленных скептиков. Его популизм оказался жизненно важен для того, чтобы вынудить Шеварднадзе уйти в отставку. Однако его демагогия уже настроила против него крупную часть тбилисской интеллигенции. Его экономическая программа по большей части неясна и непротестирована, что значительно усложнит задачу поставить страну на ноги.
С другой стороны, Саакашвили олицетворяет собой свежее дыхание в стране, которая в течение многих лет пребывала в стагнации и в которой многие реформаторы возраста Саакашвили действительно хотят наконец решать проблемы и запустить те реформы, которыми правительство Шеварднадзе практически не занималось. Годами в Грузию шла американская финансовая помощь, а реформы не воплощались в реальность.
Грузия нуждается не в огромных деньгах из-за рубежа, а просто в коллективной решимости начать экономические реформы и в утверждении верховенства закона. С администрацией способных людей Саакашвили может достичь этой цели. Будем надеяться, он не упустит эту возможность.