0
1544
Газета Дипкурьер Интернет-версия

08.12.2003 00:00:00

Закавказье втягивается в нефтяную войну

Тэги: нефтепровод, саботаж, гардиан, нефть


нефтепровод, саботаж, гардиан, нефть На днях Нино Бурджанадзе вела переговоры с представителями 'BP-Azerbaijan' – оператором проекта«Баку–Тбилиси–Джейхан». Фото Reuters

Сенсационную новость распространила неделю назад лондонская газета "Гардиан". Ссылаясь на некие "источники в российских силах безопасности", в своем первом декабрьском номере газета сообщила, что российские спецслужбы выделили крупные денежные суммы "для организации саботажа на нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан". "План пока еще не осуществлен, но, как полагают, ГРУ начало подготовку нескольких групп для осуществления этой цели", пишет "Гардиан".

Строительству мешают президентские выборы

Представители основного оператора этого проекта - консорциума British Petroleum (BP) пока воздерживаются от комментариев по этому поводу. Однако тень над "большой трубой", по которой через территорию Грузии азербайджанскую нефть планируется транспортировать в Турцию и на западные рынки, судя по всему, действительно нависла.

Как известно, вначале основной проблемой в реализации этого проекта было финансирование строительства. Потом на первый план вышел другой фактор - трубопровод прокладывается по территории трех стран с непростой внутриполитической ситуацией, а инвесторы хотели бы гарантированно обезопасить свои капиталовложения. В конце концов международные финансовые институты заявили, что выделят деньги после президентских выборов в Азербайджане. В октябре к власти в стране пришел сын Гейдара Алиева - Ильхам. И это всех устроило.

Но уже в ноябре изменилась политическая ситуация в Грузии. И в том же Баку не исключают, что смена власти в Тбилиси отразится на совместных проектах - строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум (БТЭ). Президент Ильхам Алиев, комментируя последние события, заявил, что "нарушение стабильности может оказать отрицательное воздействие" на реализацию названных проектов. Правда, отметил президент, он надеется, что "кризис в Грузии найдет свое решение в ближайшее время и ситуация стабилизируется".

Заявление по поводу судьбы энергетических проектов обнародовало и руководство национальной Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), которая владеет 25% в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан и 10% в Баку-Тбилиси-Эрзурум. Президент ГНКАР Натик Алиев недавно признал, что смена власти и "досрочные президентские выборы в Грузии способны привести к задержкам в выполнении графика работ по строительству Баку-Тбилиси-Джейхан".

Иностранцы не склонны паниковать

Более оптимистично смотрит на складывающуюся ситуацию оператор обоих проектов - британо-американская BP. Президент корпорации лорд Джон Браун, к примеру, заявил недавно, что изменение ситуации в регионе на эти проекты влияния не окажет. В пресс-службе "BP-Azerbaijan" считают, что "БТД и БТЭ являются проектами регионального значения и тбилисские события не влияли и не будут влиять на эти процессы вне зависимости от того, кто придет к власти в Грузии. Эти проекты принесут реальную прибыль Азербайджану, Грузии и Турции и будут способствовать развитию экономики трех стран. Сейчас работы в Грузии успешно продолжаются и реализация проектов идет по графику". Напомним: BP владеет 30,1% долевого участия в БТД и 25,5% - в БТЭ.

Между тем уже сейчас объемы транзита азербайджанской нефти через Грузию заметно снизились. Иностранные компании, работающие на региональном рынке нефтеперевозок, поспешили всех успокоить: дескать, на транзит нефти по территории Грузии в большей степени оказали влияние заторы в Босфорском проливе (где в настоящее время выстроилась целая очередь танкеров, из-за чего в ожидании слива нефти на подступах к грузинским портам стоят более 1000 железнодорожных цистерн), нежели политическая ситуация в регионе. По их словам, "закрытие границы между Аджарской автономной Республикой и остальной Грузией" также не повлияло на ситуацию на нефтяном рынке. Оптимизм основного оператора уже получил и серьезное долларовое подтверждение: Совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) утвердил выделение на строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, общая стоимость которого составит 3,6 млрд. долл., первого кредита в размере 125 млн. долл. Аналогичную сумму предоставит и синдикат коммерческих банков.

Казахстан и Азербайджан недовольны позицией России

Словом, дело все-таки сдвинулось с мертвой точки. Но тут над "большой трубой" нависла российская тень. Россия в последнее время все больше актуализирует так называемый "северный" маршрут перекачки азербайджанской нефти - по трубопроводу Баку-Новороссийск. Соответствующее межправительственное соглашение Москва и Баку подписали еще в 1996 году, и сейчас Азербайджан ежегодно транспортирует по этому трубопроводу 2,5 млн. тонн своей нефти. В конце ноября Москва дала понять, что ее это уже не устраивает. На заседании азербайджано-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которую с российской стороны возглавляет вице-премьер Виктор Христенко, азербайджанским партнерам напомнили, что в межправительственном соглашении указано: начиная с 2002 года объемы прокачиваемой нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск должны увеличиться в два раза. "Между тем уже второй год мы имеем двукратное сокращение договорных объемов прокачиваемой нефти при сохранении договорных позиций по тарифу", - заявил в азербайджанской столице Виктор Христенко.

В ответ президент Госнефтекомпании Азербайджана Натик Алиев сказал, что "возможности прокачивать через территорию России дополнительных объемов сырой нефти пока нет". По его словам, максимум, что может в этом смысле предложить России ГНКАР, это 2,5 млн. тонн нефти в год. Не может ГНКАР привлечь к "северному" трубопроводу и нефть третьих стран. Например, Казахстан ни за что сейчас не согласится продавать свою нефть на Запад по российскому маршруту, ибо это невыгодно. Для доставки казахстанской нефти по "северному" маршруту до Новороссийска Астане придется заплатить за танкерные перевозки по Каспию и по тарифу за транспортировку по трубопроводу Баку-Новороссийск. В Баку российской делегации дали понять, что "ограниченные возможности" увеличения объемов прокачки нефти по "северному" маршруту напрямую завязаны на проекте строительства БТД - нужно прежде всего заполнить именно эту трубу. Кстати, отказываясь от безусловно выгодного для России маршрута Баку-Новороссийск, Казахстан одновременно не прочь активно качать свою нефть по трубе БТД.

Россия "портит" нашу нефть

Есть у хозяев нефти в пикировках с Москвой и другие аргументы. По словам Натика Алиева, беспокойство Азербайджана вызывает, в частности, то, что высококачественная азербайджанская нефть Azericrude, попадая в порт Новороссийск, смешивается с российским экспортным сырьем URALS и продается по более низкой цене - как более дешевый сорт URALS. Судя по всему, в Баку мириться с такими потерями не намерены.

Еще на ранних стадиях реализации проекта нефтепровода БТД было известно, что основные выгоды от его строительства получат страны, стоявшие у истоков этой идеи. В первую очередь Азербайджан, который в течение 20 лет заработает на этом проекте около 30 млрд. долларов. Грузия в виде транзитного дохода от прокачки нефти по своей территории получит 500 млн. долларов, а Турция от функционирования трубопровода и нефтетерминала Джейхан заработает свои 1,5 млрд. долларов.

России в этих раскладках нет. И не исключено, что, настаивая на увеличении объемов транспортировки азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск, Москва хочет как-то выправить ситуацию. С учетом этого "сенсация" в лондонской "Гардиан" уже не воспринимается совсем уж дикой.

Москва-Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1749
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1093
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
795
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1076

Другие новости