Приход к власти грузинской оппозиции во многом был обусловлен отсутствием поддержки режима Шеварднадзе со стороны силовых структур страны. Войска и милиция фактически перешли на сторону митингующей толпы, и президенту Грузии ничего не оставалось делать, как согласиться с требованиями оппозиции. Версию о том, что Шеварднадзе решился на отставку лишь для того, чтобы не допустить кровопролития, вряд ли можно считать единственной мотивацией. Скорее всего у президента просто не было других вариантов, зато были основания опасаться за собственную жизнь. Так или иначе, отставка произошла, и произошла она в условиях не столько революционной ситуации, сколько заговора и "накачки" митингующей толпы.
Американское руководство уже поприветствовало новую власть Грузии, пообещав ей поддержку. Россия же, подчеркнуто декларируя нейтралитет, провела консультации с грузинскими автономиями. При этом не раз нынешние руководители в Тбилиси поднимали вопрос о возможном заговоре военных. А поддержавший оппозицию министр обороны Давид Тевзадзе проинспектировал воинские части, в том числе побывал в Аджарии, и сделал вывод: войска подконтрольны, переворота не будет.
Вряд ли можно согласиться с такими выводами военного министра. Во-первых, грузинские воинские формирования лишь отчасти можно считать дееспособными. Не секрет, что грузинские войска испытывают значительные материальные трудности. Скажем, офицеры армии получают, и то нерегулярно, менее 60-70 лари в месяц (около 30 долл. США), солдаты срочной службы и того меньше - 2-3 лари. Случались значительные перебои со снабжением армии продовольствием, обмундированием и т.п., что не раз обсуждалось в стенах грузинского парламента. Скажем, еще в июле этого года министр обороны Грузии Давид Тевзадзе на заседании парламентского комитета по обороне и безопасности заявил, что недофинансирование грузинской армии ставит ее на грань развала.
Во-вторых, среди офицеров есть люди, оппозиционно настроенные и к прежнему режиму Шеварднадзе, и к пришедшим к власти "младореформаторам". Это признал и сам Давид Тевзадзе, заявивший о том, что "была информация о попытке некоторых лиц использовать армию в политических целях и по этому поводу идет расследование". Хотя вряд ли какое-либо расследование в нынешней ситуации будет объективным и выявит всех недовольных. Тем более что сейчас практически вся грузинская армия недовольна своим положением и, конечно, винит в этом политиков. Фактор недовольства реально может стать причиной узурпации власти военными.
Правда, для этого нужен лидер. Его в Грузии пока нет. Но и новое руководство не будет сидеть сложа руки. Скорее всего оно попытается завоевать лояльность военных, а обещанная финансовая помощь со стороны США и ЕС, видимо, сыграет на руку нынешним властям в Тбилиси.
Между тем остается открытым вопрос о том, как поведут себя "младореформаторы" в будущем на пути восстановления целостности Грузии. Если они решатся на силовой вариант по установлению контроля над Абхазией, Южной Осетией и Аджарией, гражданская война и распад государства неизбежны. Но этому могут помешать международные организации, российские миротворческие подразделения, а также личный состав российских военных баз, дислоцированных в Батуми и Ахалкалаки.
После реформирования части и соединения Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) остаются самыми дееспособными в регионе. На двух дислоцированных в Грузии военных базах (12-й в Батуми и 62-й - в Ахалкалаки) сосредоточено 8 тыс. военнослужащих, 153 танка, 241 боевая бронированная машина и 140 артиллерийских систем. Еще две группировки российских военных, действующих под флагом миротворческих сил СНГ, сосредоточены в Абхазии и Южной Осетии. В Гудауте (Абхазия) отдельный мотострелковый батальон миротворческого резерва, два других батальона действуют на линии разграничения противоборствующих сторон по реке Ингури и в Кодорском ущелье. Всего в Абхазии находится 1600 военнослужащих и не менее 100 единиц бронетехники (БМП-1,2 и бэтээры различных модификаций). Штаб миротворцев находится в Сухуми. В Южной Осетии российский миротворческий батальон контролирует территорию вокруг Цхинвали и вдоль Грузинской военной дороги. Численность батальона - 600 человек плюс не менее 50 единиц бронетехники и автомобилей.
Но группировка миротворцев в Абхазии, видимо, будет наращиваться. Президент РФ Владимир Путин обратился к спикеру Совета Федерации Сергею Миронову с письмом, в котором предложил продлить срок пребывания российских миротворцев на территории Грузии на полгода и увеличить контингент до 3000 человек. Таким образом, число военных миротворцев в Абхазии может стать почти в два раза больше, чем сейчас.
Напомним, что при необходимости российские войска в Грузии могут поддержать части и подразделения 102-й военной базы в Гюмри (Армения). Здесь сосредоточено 74 танка, 165 бронеобъектов БМП-1,2 и БТР-70,80; 84 артиллерийских орудия. Кроме того, база усилена эскадрильей самолетов ПВО МиГ-29 (14 единиц), комплексами ПВО С-300В (радиус поражения 100 км, баллистических ракет - 40 км) и станциями радиотехнического слежения (РТС) "Обзор-3" и "Небо-СВ" (обнаружение целей до 300 км).
Вместе с вооруженными силами Армении 102-я военная база образует Закавказскую группировку войск ОДКБ и призвана отражать внешние угрозы. Регулярно проводятся совместные учения. Ереван оказывает значительную тыловую поддержку базе. Размещение российских военных объектов - льготное. Кроме 102-й в Армении действует совместная пограничная группировка войск (около 3 тыс.), в которой служит около 10% российских офицеров, а солдаты и прапорщики - местные армяне.
В совокупности российские войска по качеству и оснащенности намного перекрывают грузинские войска, дислоцированные в республике. Известно, что силовые структуры Грузии представлены вооруженными силами (состоят из сухопутных войск, частей и подразделений ВВС, ВМФ и ПВО), национальной гвардией, внутренними и пограничными войсками. По данным иностранных источников, их общая численность не превышает 26 тыс. человек, а на вооружении находятся 79 танков Т-55 и Т-72, 111 боевых бронированных машин БТР-70,80, а также БМП-1,2. Для 5-миллионной Грузии это не много, но даже столь небольшую армию режим Шеварднадзе не смог качественно обеспечить. По большому счету самыми дееспособными в грузинской армии остаются три батальона военнослужащих контрактной службы, которых подготовили инструкторы из Пентагона. Это 113-й батальон "Шавнабада" 11-й мотострелковой бригады в Вазиани, а также два батальона на базе "командос" (батальон морской пехоты дислоцирован в Поти) и 16-й бригады Сачхерских горных стрелков (Западная Грузия). В сентябре американцы приступили к подготовке последнего, четвертого грузинского батальона на базе 111-го Телавского (40 км близ Тбилиси) танкового батальона Минобороны Грузии. На обучение грузинских военнослужащих по программе "Обучи и оснасти" США выделили 64 млн. долл. Программа завершится в мае 2004 года. Каждый военнослужащий, подготовленный Пентагоном, получает денежное довольствие в сумме не менее 100 долл., что для Грузии немалые деньги.
Однако эти подразделения, численность которых составляет не более 1000 военнослужащих, не смогут организовать активные боевые действия против сепаратистов в автономиях.
Вызывает сомнение и заявление генерала Генштаба ВС РФ Юрия Балуевского о том, что в случае волнений в Грузии военнослужащие российских баз будут проявлять нейтралитет. Личный состав частей и подразделений этих баз на 70% состоит из местных жителей, имеющих российское гражданство. Верится с трудом и в то, что в Батуми местные аджарцы и армяне в острые моменты не защитят себя от произвола тбилисских "командос". "Чужие" войска милиционные отряды Аджарии вряд ли допустят на свою территорию. Дислоцированная здесь 12-я мотострелковая бригада ВС автономии, которую на днях посетил министр обороны Грузии Давид Тевзадзе, находится в стадии формирования. Эта бригада наполовину укомплектована местными жителями, а значит, вряд ли поддержит какие-либо приказы из Тбилиси, угрожающие безопасности населения Аджарии.
Еще более резкий отпор может быть дан официальной власти в других автономиях. За годы реальной независимости от Тбилиси в Абхазии и в Южной Осетии сформировались собственные вооруженные силы, которые сейчас приведены в повышенную боевую готовность. Они вполне могут дать отпор подразделениям грузинской армии, если те предпримут попытку вторгнуться на их территорию.
По неофициальным данным, Абхазия имеет на своем вооружении 35 танков, 70 единиц бэтээров, 80 единиц артиллерии, 6 самолетов и 20 различных военных кораблей и барж. По данным, которые предоставило "НГ" Министерство обороны Абхазии, регулярные вооруженные силы республики состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морского флота и войск ПВО. В сухопутные войска входят мотострелковые, бронетанковые и артиллерийские части. Армия Абхазии небольшая - около 5 тыс. чел. Основной упор в абхазской армии делается на резервистов. В стране принята швейцарская модель обеспечения обороны и безопасности страны. Каждый мужчина призывного возраста, как правило, имеет стрелковое оружие с боекомплектом. В основном это оружие трофейное, полученное (точнее, завоеванное) резервистами во время боевых действий на территории Абхазии в 1992-1993 гг. При объявлении тревоги резервист должен явиться с оружием на пункт сбора. В считаные часы численность войск в Абхазии может быть доведена до 40-50 тыс. человек.
Хорошо оснащена и Южная Осетия. По западным источникам, численность военных составляет до 2 тыс. человек. На вооружении имеется до 10 танков Т-72 и Т-55, около 30 боевых бронированных машин, а также артиллерийские вооружения, в том числе реактивные системы залпового огня системы "Град". Горная местность и отсутствие разветвленной сети дорог позволяют южноосетинским военным организовать достаточно устойчивую оборону, которая была использована во время боевых действий с грузинскими войсками в 1992 году.
Получается, что в закулисной борьбе за власть в Грузии военный фактор будет играть немаловажную роль. Силовые сценарии в Грузии возможны. Однако они вряд ли перерастут в гражданскую войну. У Тбилиси пока на это просто нет сил.