В последние недели лопнуло терпение и у боливийцев: по примеру соседей они провели массовые демонстрации протеста против политики властей.
Фото Reuters
Мексиканская общественность шокирована итогами недавнего широкого социологического опроса, сформулированного весьма своеобразно: "Если бы кто-либо из покойных президентов выдвинул свою кандидатуру на выборах, кого бы вы предпочли?" Более 7% виртуальных избирателей этой страны с населением более 100 млн. человек высказались в пользу "воскрешения" самого крупного тиранозавра в стаде латиноамериканских диктаторов - Порфирио Диаса, того самого, который правил Мексикой без малого три десятилетия, пока не был сметен революцией.
Все лучшее уже было
В это же самое время в Перу социологи задались вопросом о лучшем главе государства за последние четверть века. И 40% опрошенных назвали своим фаворитом Альберто Фухимори. Это именно он после десяти лет авторитарного правления был обвинен в многочисленных преступлениях, низложен и ныне прячется от возмездия на своей исторической родине - в Японии.
Благоденствуют и другие запятнавшие себя тяжкими преступлениями экс-диктаторы, среди которых наиболее одиозна фигура спикера парламента Гватемалы Эфраина Риоса Монтта. Его как организатора антигосударственного переворота 20-летней давности известная правозащитница и лауреат Нобелевской премии мира Ригоберта Менчу с фактами в руках обвиняет в геноциде, терроризме и пытках. В стране, где десятилетиями правили диктаторы, он инициировал создание "стратегических деревень" - концлагерей и массовую стерилизацию женщин. Любопытная деталь: в католической стране генерал Риос Монтт возглавил тоталитарную секту "Церковь Слова", объявил себя "пророком Господа", а во время визита в Гватемалу Иоанна Павла II на его призыв к миру ответил публичной казнью оппозиционеров.
Видимо, немало гватемальцев полагают, что грехи этого диктатора - дело далекого прошлого, и потому на состоявшихся 9 ноября президентских выборах правящая партия "Гватемальский республиканский фронт" выдвинула Риоса Монтта своим кандидатом. Получил он голосов меньше, чем ожидал, - 16,6%, но и этот результат означает, что экс-диктатора поддерживает почти каждый шестой житель страны. Есть у него в запасе на всякий случай и семейный ресурс: армейский генштаб возглавляет любимое чадо экс-диктатора - генерал Энрике Риос.
Ностальгия по сильной руке
Ностальгия по палке и по режиму сильной руки означает не столько короткую память избирателей, сколько разочарование политикой доморощенных демократов, сменивших во власти генералов-путчистов. Обещанные ими реформы обернулись в итоге лишь ухудшением материального положения большинства населения, ростом безработицы, появлением "новых бедных" за счет среднего класса, бесстыдной коррупцией властей и разгулом преступности.
"Хрупкими и недостаточно развитыми" изящно назвал демократические институты в Латинской Америке один из возможных преемников римского Понтифика архиепископ Тегусигальпы кардинал Оскар Андрес Родригес. Он полагает, что процессы глобализации не только не дают позитивных результатов экономике латиноамериканских стран, но и действуют на них негативно.
Рецидив авторитаризма вероятнее всего проявляется там, где особенно бездумно насаждались финансово-экономические реформы по матрице МВФ. В этой связи уместно вспомнить недавние, беспрецедентные для Латинской Америки последнего десятилетия вооруженные схватки в Боливии, завершившиеся бегством из страны ее президента Гонсало Санчеса де Лосады. Но ведь он - "креольский выпускник" знаменитой чикагской экономической школы и наиболее рьяный проводник стратегии МВФ - впервые избранный президентом 10 лет назад, передал бразды правления организатору переворота почти 30-летней давности Уго Бансеру. Таким образом, впервые в постдиктаторской Латинской Америке к власти с использованием демократических механизмов вернулся генерал-путчист. Досидеть во дворце "Кемадо" ему помешал лишь смертельный недуг.
Буш в регионе не в почете
Имидж латиноамериканских лидеров отражает реальный результат их политики. В соответствии с итогами опроса, проведенного в ноябре социологической службой "Зогби интернешнл" совместно со Школой бизнеса Университета Майами, наибольшим одобрением среди латиноамериканских элит за поддержку демократических и предпринимательских ценностей пользуется президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Его рейтинг составляет 69%. За ним следуют президенты Аргентины Нестор Киршнер (56%), Чили - Рикардо Лагос (55%) и Мексики - Висенте Фокс (50%). Причем положительный ответ на вопрос о том, ведет ли действующий президент свою страну к демократии, Фокс получил такое же число голосов, как и Фидель Кастро (27%).
Последнее из упомянутых социологических исследований отразило и отношение респондентов к курсу президента США Джорджа Буша в Латинской Америке: его оценили отрицательно 87% опрошенных. Самый низкий рейтинг, менее 10%, обнаружен в Аргентине, Бразилии и Мексике - ведущих государствах региона. Итог исследования президент "Зогби интернешнл" Джон Зогби суммировал так: "Начиная с Бразилии и кончая Боливией, в регионе усилилось скептическое отношение к намерениях США в Латинской Америке, а также боязнь устанавливать более тесные связи с Вашингтоном".