Петр Симоненко уверен в том, что за украинскими коммунистами большое будущее.
Фото Reuters
- Петр Николаевич, на прошлой неделе в руководстве украинского парламента произошли кадровые ротации: представитель фракции коммунистов Адам Мартынюк был избран вице-спикером вместо назначенного на должность генпрокурора Геннадия Васильева. В связи с этим Компартия, видимо, надеется в будущем взять и другие высоты власти?
- Мы - вторая по численности фракция и партия, которая имеет самую высокую поддержку избирателей. И у коммунистов есть моральное право претендовать на представительство в руководстве парламента.
Что касается власти, то меня гораздо больше беспокоит другое: социально-экономическая ситуация, которая сложилась на Украине, - неизбежно повышение цен на хлеб, молоко и мясные продукты, рост тарифов, неизбежен энергетический кризис, который приведет к подорожанию бензина и других нефтепродуктов...
- Теперь Компартия, похоже, получила больше возможностей решить эти проблемы?
- Мы и раньше неоднократно предлагали с парламентской трибуны ввести госрегулирование в АПК. Это и мораторий на повышение цен на хлеб, молоко, мясо, и господдержка аграрного сектора, и введение госзакупок, и формирование госресурсов - чтобы государство всегда могло выступать балансом интересов в условиях рыночной экономики и исключить чрезмерные аппетиты тех, кто представляет аграрное лобби и сельскохозяйственных олигархов. Нужно предоставить льготные кредиты АПК, господдержку сельхозмашиностроению. Можно контролировать и уровень цен для аграриев на топливо. Мы должны понимать: государство только тогда сильно, когда оно управляет процессами. Но все перечисленные вопросы сегодня решает правительство, а коммунисты не возглавляют исполнительную ветвь власти.
- Эти вопросы могут сплотить и объединить украинскую оппозицию?
- Нет, об объединении нельзя было говорить с самого начала, когда "Наша Украина" не подписала политическое заявление о согласованных действиях. А мы считаем, что каждый из участников оппозиционной коалиции должен взять на себя ответственность за все, что будет происходить.
Впрочем, "Наша Украина" не является идеологической оппозицией власти. Когда в прошлом году "нашеукраинцы" пришли в парламент, то начали с попыток договориться с администрацией президента по поводу конфигурации парламентского большинства. Они говорят, что находятся в оппозиции к руководству страны, но ведь состав этого руководства создавался и их руками.
- То есть коммунисты с Ющенко никогда не договорятся?
- На сегодня украинская оппозиция представлена тремя политическими силами - Компартией, Соцпартией и блоком Юлии Тимошенко. Мы все равны и действуем как единая оппозиционная сила. Была попытка "Нашей Украины" подчинить себе эту "тройку", но мы категорически отвергли подобные притязания.
- Сможет ли парламентская оппозиция объединиться хотя бы на время проведения политической реформы? Кстати, есть ли единство по этому вопросу в самой коммунистической фракции, ведь Конституционный суд недавно рассмотрел два совершенно разных проекта изменений Конституции, под каждым из них стоят подписи депутатов-коммунистов?
- Мы будем поддерживать проект парламентско-президентской республики, который предполагает избрание президента Верховной Радой. Согласно этому проекту, следующие выборы президента должны состояться в 2006 году (по действующей Конституции Украины - в 2004 году. - "НГ"), после избрания нового парламента на пропорциональной основе. И это логично. Мы не лишаем народ права избирать президента. Наоборот, народ, голосуя за партию на парламентских выборах, отдает свой голос и за президента - представителя этой партии. Как в Молдавии: победили коммунисты, и все знали, что президентом станет Воронин.
Я встречался с российским руководством и спрашивал: скажите, пожалуйста, из руководства постсоветских стран с кем нет проблем? И мне искренне ответили: голова не болит только во взаимоотношениях с президентом-коммунистом Ворониным. Мне, как коммунисту, было очень приятно это слышать.
Киев