Президенты Армении и Белоруссии даже в двустороннем формате вынуждены оглядываться на соседей по СНГ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В последнее время наблюдается заметное оживление в белорусско-армянских отношениях в области военного сотрудничества. Минск посетила делегация из Армении во главе с секретарем национального Совбеза и министром обороны Сержем Саркисяном. Он был единственным главой военного ведомства, присутствовавшим на крупномасштабных учениях "Чистое небо-2003", которые прошли в Белоруссии еще в октябре, в то время как остальные государства ограничились приездом военных атташе. Такая активность объясняется тем, что на последнем саммите стран - участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в апреле 2003 года была особо подчеркнута ответственность за оборону западных рубежей СНГ - Белоруссии и южных - Армении. Именно эти два государства ОДКБ непосредственно граничат с НАТО. Если Армения самостоятельно и при посредничестве России развивает взаимоотношения с альянсом, то в Минске в "агрессивной сущности" блока даже не сомневаются. Тем любопытнее военные белорусско-армянские контакты.
Считается, что растущее присутствие Белоруссии в Армении должно быть выгодно России. Мол, стратегический союзник берет на себя часть забот по обеспечению обороны российских окраин на юге. Но можно допустить, что у Минска за Кавказским хребтом есть и собственные интересы. Например, весьма выгодно стабильно получать армянские заказы на ремонт военной техники и закупку некоторых видов вооружений. Стоит напомнить, что у Армении, по данным ЦРУ за 2002 год, годовой военный бюджет - самый высокий по отношению к ВВП среди стран СНГ - 6,5%, или 135 млн. долл. (для сравнения: у Белоруссии 1%, или 156 млн. долл.). Вряд ли за прошедший год эти данные могли существенно снизиться. Наоборот, эксперты отмечают увеличение военных расходов не только в Армении и Белоруссии, но и в других странах СНГ.
Нелишне вспомнить, что еще не так давно роль суверенной Белоруссии, стремившейся к нейтральному статусу, виделась по-иному. Тогда с целью урегулирования карабахского конфликта была создана группа ОБСЕ, получившая название Минской. Предполагалось, что белорусский МИД будет играть в этом процессе роль координатора всех заинтересованных сторон. Сегодня же белорусское руководство ведет такую линию, что быть где-то под крышей ОБСЕ для Минска просто немыслимо.
Вызывает странное ощущение и позиция Минска в проблемах межэтнических конфликтов - будь то Абхазия, Южная Осетия или Нагорный Карабах. Декларации белорусских властей о приверженности и соблюдении международных обязательств далеко не всегда совпадают с реальной политикой. Поэтому за крепнущей военно-технической кооперацией между Белоруссией и Арменией внимательно наблюдают как в НАТО, так и в двух других странах Закавказья - Грузии и особенно в Азербайджане.
Из всех стран Закавказья только в Ереване есть белорусское посольство. В то время как отношения Минска и Тбилиси практически никакие. Нет также признаков хоть каких-то контактов белорусского руководства и с азербайджанским. Хотя если выстраивать отношения с одной из конфликтующих сторон, то логично было бы говорить и с другой. Но этого не происходит. Активность наблюдается лишь в отношении Еревана. За последний год там побывал сам президент Александр Лукашенко и его министр обороны Леонид Мальцев. Недавно состоялся визит министра иностранных дел Сергея Мартынова, который, кстати, родом из Армении. Впрочем, возможно, Лукашенко трудно было найти контакт со "стариками", такими, как Гейдар Алиев и Эдуард Шеварднадзе. Но в Баку теперь вполне легитимно правит самый молодой президент в СНГ Ильхам Алиев. Может быть, Лукашенко (еще не так давно "самый молодой из президентов" Содружества) пока не определился, о чем ему говорить с президентом Алиевым, который наверняка будет продолжать политику отца, в том числе и по поводу Нагорного Карабаха.
Есть еще один аспект в интенсификации белорусско-армянских отношений в военной области, за которым внимательно наблюдают в Анкаре. Напомним: Турецкая Республика была первым государством, установившим дипломатические отношения с суверенной Белоруссией. Динамика развития двусторонних отношений поначалу была весьма положительной. А в 1993 году произошел так называемый шпионский скандал, когда из Белоруссии выслали турецких дипломатов. Тогда в Минске ходили слухи, что скандал спровоцировала Москва, опасаясь, что белорусы ведут слишком самостоятельную политику в отношениях с одной из стран НАТО. Правда, Лукашенко, придя к власти, сделал мудрый жест и принес Анкаре официальные извинения за этот скандал.
Когда Белоруссия оказалась во внешнеполитической изоляции, Турция, пожалуй, единственная из стран НАТО, продолжала сохранять особые отношения с Минском. По сведениям "НГ", среди турецких политиков теплилась надежда, что Белоруссия, как одна из стран - основателей ООН, могла бы проявить посредническую инициативу в кипрской проблеме, возникшей еще в 1975 году. Переговоры между турецкой и греческой общинами велись под эгидой ООН. Но Белоруссия, как и в случае с Карабахом, упустила свой шанс стать заметным международным субъектом с положительным имиджем.
Так уж вышло, что турецкое посольство представляет в Белоруссии и интересы НАТО (хотя в Минске турки не имеют военного атташе). Но надежды белорусских политиков на посредническую роль Анкары во взаимоотношениях Минск-НАТО вряд ли оправдаются: Турция готовится к вступлению в Евросоюз и поэтому каких-либо инициатив в отношении Белоруссии выдвигать не станет.
Что же до отношения Анкары и Баку к развитию военного белорусско-армянского сотрудничества, то и в Турции, и в Азербайджане прекрасно понимают, что активность Минска не может не поддерживаться Москвой. Как сказал "НГ" компетентный источник, близкий к Минобороны Белоруссии, "содержание договоренностей между Минском и Ереваном не может не беспокоить турок и азербайджанцев". Ибо в этих договоренностях речь может идти о поставках вооружений и ремонте военной техники (например, с помощью командированных в Армению белорусских специалистов). Армяне могли бы оплачивать эти услуги, делясь обширной разведывательной информацией, добытой в Европе и США (не забудем, что армянская диаспора одна из самых влиятельных в мире).
Минск