Президент Шеварднадзе олосует за новую экономическую политику.
Фото Reuters
Грузинская экономика переживает трудные времена. Противостояние властей и оппозиции, внутренняя междоусобица только усугубляют тяжелое социально-экономическое положение страны. Более половины населения живет за чертой бедности. Топливно-энергетические ресурсы страны крайне скудны, а зарубежным импортерам нужно вовремя платить. Страну лихорадит от постоянных перебоев подачи электроэнергии, газа и воды. Большие надежды возлагались на проект Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако его реализация затягивается. Одним из основных источников дохода Грузии в советские времена был туризм. Сегодня курортная инфраструктура Грузии находится в полном упадке - основные базы отдыха располагались на территории требующей независимости Абхазии. Надежд на скорое урегулирование грузино-абхазского конфликта мало даже у оптимистов. Прогнозы Эдуарда Шеварднадзе, что через два-три года туризм станет ведущей отраслью экономики страны, кажутся маловероятными.
"Резких поворотов в экономической политике Грузия себе позволить не может, - считает ведущий научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Вадим Теперман. - Из всех стран СНГ она в наибольшей степени зависит от кредитов МВФ, и поэтому шаг влево или вправо для нее подобен смерти". Не секрет, что экономика Грузии держится на плаву за счет финансовых вливаний из-за рубежа. В последнее время кредиторы все чаще высказывают недовольство низкими темпами экономических реформ и высоким уровнем коррупции в стране. Список доноров, приостановивших финансовую помощь Грузии, неуклонно увеличивается. В начале осени администрация США приняла решение сократить финансирование ряда своих программ в Грузии. По подсчетам экспертов, речь идет как минимум о 16 млн. долл. в год. Причем грузинское правительство уже заложило будущие американские кредиты в проект бюджета. По словам заместителя руководителя бюро по Европе и Евразии госдепа США Томаса Адамса, из тех 27 стран, которым США оказывают финансовую помощь, в Грузии самые низкие показатели экономических преобразований и соответственно - минимальная отдача выделяемых кредитов. Евросоюз не стал финансировать продовольственную программу Грузии на 24 млн. евро, правительство Голландии приостановило решение о выделении 31 млн. евро, Европейский банк реконструкции и развития приостановил кредит на 40 млн. евро на реконструкцию крупнейшей в Грузии ИнгуриГЭС.
В последнее время Грузия балансирует на грани дефолта. Поэтому решение по сокращению на 10% бюджета должен был принять министр финансов. Однако, по данным бюджетного офиса парламента Грузии, пока этого не сделано. К тому же выполнение доходной части бюджета за первое полугодие 2003 года было провалено. В итоге МВФ приостановил финансовую помощь стране. Поэтому принятое в конце октября "радостное и неожиданное", по словам Шеварднадзе, решение промежуточной миссии МВФ поддержать национальную "Программу преодоления бедности и экономического развития" было растолковано руководством Грузии как желание продолжать сотрудничество. У страны появился шанс получить от фонда 30 млн. долл. и добиться очередной реструктуризации внешних долгов государствами - членами Парижского клуба при поддержке МВФ. Действительно радостная весть, с учетом того, что Парижскому клубу Грузия задолжала 750 млн. долл. Целиком внешний долг страны составляет около 2 млрд. долл. В то же время в функции промежуточной миссии фонда не входило вынесение меморандума. Окончательно вопрос возобновления трехлетней финансовой программы фонда в Грузии решится в декабре, когда состоятся более серьезные переговоры.
Финансовая помощь МВФ и других кредитных организаций напрямую связана с усилиями, которые будет предпринимать Грузия для борьбы с коррупцией. Согласно данным ежегодного доклада международного негосударственного общественного движения Transparency International, занимающегося борьбой с явлениями коррупции, Грузия находится в числе наиболее коррумпированных стран мира с наименьшим "индексом восприятия коррупции". Президент Шеварднадзе заявил, что будет "лично руководить вопросами, связанными с выполнением госбюджета", добавив, что отныне в грузинском Минфине будет работать следственный департамент.
Накануне парламентских выборов некоторые соседи по СНГ преподнесли Грузии небольшие подарки. Так, в письме на имя Эдуарда Шеварднадзе президент Владимир Путин оценил "обозначившуюся в последние месяцы тенденцию взаимовыгодного сотрудничества в области энергетики". Российское Министерство финансов выдало компании "РАО ЕЭС" разрешение на отсрочку платежей в размере 3,1 млн. долл. за поставленную в марте 2003 года в Грузию электроэнергию сроком до 22 ноября 2003 года. Соответствующая сумма была предусмотрена в госбюджете Грузии на текущий год, однако из-за проблем с выполнением бюджета задолженность так и осталась непогашенной.
Второй презент был преподнесен правительством Азербайджана. 7 октября в Баку было подписано межправительственное соглашение о реструктуризации внешнего долга Грузии Азербайджану в размере 20 млн. долл. Баку также согласился снизить процентную ставку по долгу с 4 до 3%.
Несмотря на некоторые уступки соседей, экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего. Доходная часть бюджета в 2003 году составляет около 526 млн. долл., а дефицит бюджета - около 114 млн. долл. Сможет ли новый грузинский парламент провести серьезное экономическое реформирование страны, покажет время. А пока Грузии остается уповать только на благосклонность международных кредитных организаций.