На прошлой неделе стало известно, что российский "Газпром" согласился взять облигации национальной компании "Нефтегаз Украины" в счет оплаты газового долга. Окончательное решение по вопросу о передаче облигаций на сумму 1,4 млрд. долл. в счет погашения задолженности за поставленный Украине российский газ будет принято "Газпромом" в ноябре этого года. В минувшую среду об этом заявил член правления, главный советник председателя правления компании "Нефтегаз Украины" Илья Рыбчич.
Как известно, в прошлом году по итогам длившихся многие месяцы украинско-российских переговоров было принято решение о том, что задолженность украинской стороны "Газпрому" может быть погашена ценными бумагами, однако российская компания долгое время отказывался принимать выпущенные "Нефтегазом Украины" облигации, выражая сомнение по поводу их ликвидности.
Наконец, как сообщил руководитель НАК Юрий Бойко, схема передачи ценных бумаг была согласована. Правда, он не конкретизировал эту информацию. Между тем, по утверждению некоторых источников, украинская сторона намерена передать облигации в виде взноса в уставной фонд создаваемого уже второй год российско-украинского консорциума по управлению газотранспортной системой (ГТС).
Однако процесс создания консорциума пока, по сути, заморожен. По-прежнему проблемным остается вопрос участия в нем третьей - европейской - стороны. Не так давно вице-премьер российского правительства Христенко предложил Киеву вариант привлечения к участию в консорциуме Германии, который предполагал концессионную модель управления газотранспортной инфраструктурой. Официальный Киев не исключает возможности передачи транзитного газопровода в концессию (долгосрочную аренду), однако против выступают национал-патриотические силы в Верховной Раде.
На сегодняшний день Украина предложила России и Германии две модели сотрудничества. Согласно первой участники консорциума покупают российский газ на границе Украины и России по фиксированной цене, а затем продают доставленный газ на украинской границе с Румынией, Венгрией, Болгарией и Польшей. Полученная от продажи прибыль на первых порах должна полностью инвестироваться в развитие украинской газотранспортной системы.
В соответствии со второй моделью Украина отдает ГТС в концессию, а каждый из участников консорциума должен внести первый инвестиционный взнос в размере 500 млн. долл. Но в этом случае ни о каком внесении своей доли облигациями речи быть не может. "Газпром" настаивает на равноправном участии, что требует от Киева отдельно решать проблему погашения задолженности за газ и вопрос об инвестировании консорциума.
Если рассматривать возможность реализации модели передачи в управление украинской ГТС, то, как отмечает директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин, "на сегодняшний день ни украинское законодательство, ни российское не предусматривают передачу в управление предприятий, имеющих национальное значение. На Западе существует договор о менеджменте, но обычно он не применяется к таким огромным (и достаточно прибыльным) предприятиям".
На сегодня украинская газотранспортная система не входит в специальный перечень предприятий, которые по законодательству Украины могут передаваться в концессию. Владимир Сапрыкин считает, что в данном случае Украине и России стоит взять на вооружение опыт стран - кандидатов в ЕС - Чехии и Словакии, которые приватизировали свои газопроводы, но контрольный пакет предприятий оставили за государством. "Эта модель уже обкатана, она прозрачна, понятна. В конце концов она позволяет контролировать финансовые потоки. В процессе такой приватизации победитель определяется на открытом конкурсе, участие в котором могут принять крупнейшие нефтегазовые компании мира - например, та же Россия, "Газпром", другие ведущие компании Европы. Непонятно одно - почему Украина и Россия уходят от этого пути".
Киев