На минувшей неделе в Кишиневе прошел "большой сбор" высокопоставленных европейских гостей. Так, 5-6 ноября здесь состоялась 113-я сессия Комитета министров Совета Европы, ознаменовавшая завершение полугодового председательствования Молдавии в КМСЕ. В мероприятии этом помимо министров иностранных дел стран - членов СЕ также принял участие генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер и действующий председатель ОБСЕ, глава внешнеполитического ведомства Голландии Яап де Хооп Схеффер, который вскоре сменит на посту генсека НАТО Джорджа Робертсона. В эти же дни Молдавию посетил генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш. Вместе с Яапом де Хооп Схеффером он принял участие в круглом столе представителей молдавского гражданского общества по приднестровскому урегулированию, в ходе которого, разумеется, был поднят вопрос о сохраняющемся пока российском военном присутствии в регионе.
Эту тему в последнее время неустанно муссирует национал-радикальная Христианско-демократическая народная партия (ХДНП). Более месяца национал-радикалы пикетируют посольство Российской Федерации, требуя вывода ее воинского контингента из Молдавии. А недавно на центральной площади молдавской столицы ХДНП провела очередную акцию протеста с традиционными лозунгами "Америка, Европа, спасите нас от российской оккупации!", "Иван, бери шинель, иди домой!".
По словам лидера ХДНП Юрия Рошки, организуемые партией протестные мероприятия приурочены к предстоящему заседанию министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ в первых числах декабря в Маастрихте (Нидерланды). На нем, в частности, будет обсуждаться вопрос о вывозе военного имущества и выводе контингента Оперативной группы российских войск, дислоцированной в Приднестровье. На Стамбульском саммите ОБСЕ Москва обязалась завершить этот процесс к концу 2002 года. Срок был продлен еще на год на прошлогоднем заседании министров иностранных дел в Порто. В первой половине текущего года была налажена регулярная отправка эшелонов с российским вооружением и техникой. Но летом дело вновь застопорилось. Как объясняли, "шлагбаум" перекрыл Тирасполь, ссылаясь на то, что Россия не выполнила свое обязательство погасить в счет вывозимого имущества 100 млн. долл. из приднестровской задолженности за газ.
При этом в конце октября была распространена информация о том, что российское правительство постановило предоставить Молдавии в качестве безвозмездной финансовой помощи 105 млн. долл., из которых сто будут направлены на погашение газового долга Приднестровья, а пять - на оплату части просроченной молдавской задолженности перед Россией. С учетом того, что свою долю вооружения, боеприпасов и техники бывшей советской армии правобережная Молдавия получила, а приднестровская сторона - нет (поэтому Тирасполь считает себя вправе претендовать на часть находящегося в регионе имущества ОГРВ), решение о выделении вышеупомянутых пяти миллионов, безусловно, выглядит реверансом в сторону Кишинева. Хотя последний сейчас не утруждает себя дипломатическими изысками в отношении Москвы. Так, в одном из недавних интервью глава молдавского МИДа Николай Дудэу подчеркнул, что в Маастрихте представители Кишинева намерены категорически настаивать на выполнении Россией своих обязательств. Об ужесточении позиции молдавского руководства в данном вопросе заявлял ранее и президент страны Владимир Воронин. В местных СМИ уже появились сообщения, что Молдавия может потребовать предоставления российской стороне не годового срока отсрочки, а не более двух-трех месяцев.
Все это, конечно, не слишком увязывается с недавними пророссийскими декларациями нынешних молдавских властей. И вовсе не сообразуется с обозначившимся в последнее время намерением России укрепить свое военное присутствие на пространстве СНГ. Наглядным примером новой российской доктрины может служить открытие президентом Владимиром Путиным базы в Киргизии. Как не согласуются воззвания кишиневских патриотов о прекращении российской оккупации с тем элементарным фактом, что ОГРВ находится на территории вполне самостоятельного, хотя и непризнанного приднестровского государственного образования, народ которого на референдуме высказался за ее сохранение здесь. К слову, и жители правого берега Днестра, как свидетельствуют результаты проведенного пару лет назад по заказу "НГ" социологического опроса, отнюдь не видят в воинском контингенте России угрозу своей безопасности. В общем-то, странно, что в роли выразителя общественного мнения и главного эксперта по "российскому вопросу" в Молдавии выступила прорумынская ХДНП вкупе с другими маргинальными образованиями, которую поддерживает едва ли больше 10% избирателей. Вот и на последнем митинге, по прикидкам наблюдателей, собрались не более тысячи человек. Впрочем, 8 ноября, впервые за долгие годы, общественно-политическое движение "Равноправие" вознамерилось нарушить монополию радикалов, установив собственный пикет у российского посольства. Главным для его участников должен был стать лозунг "Мы любим тебя, Россия!". Как заявил "НГ" лидер движения Валерий Клименко, Россия была и остается главным стратегическим партнером Молдавии в политической, экономической, культурной и прочих сферах. В самый последний момент, однако, запланированную, санкционированную столичной мэрией акцию пришлось перенести - по просьбе российского посла. Последний, таким образом, очевидно, постарался предотвратить возможные ответные провокации пикетчиков от ХДНП.
Кишинев