На мой взгляд, в мире начался новый этап масштабного передела собственности. Как всегда, борьба прежде всего идет за нефть, с этим так или иначе связаны последние события в регионе Среднего Востока, включая недавнюю войну в Ираке. Ведущие державы хотят если не владеть источниками добычи сырья, то хотя бы иметь максимально близкие отношения с теми государствами, которые ими располагают в избытке, в частности с Россией.
Казалось бы, европейские государства благодаря географической близости, историческим традициям и культурным связям имеют в развитии отношений с Москвой неоспоримые преимущества перед США. Однако по многим позициям американцы здесь уверенно опережают европейцев. Если не считать рекордного прорыва "Бритиш Петролеум", американские компании действуют на российском рынке слияний и поглощений гораздо активнее бизнесменов из Евросоюза.
Один из инструментов американского бизнеса, эффективно поддерживаемого всей мощью государства, - давно и тщательно отлаженный и хорошо структурированный диалог с Россией. С американской стороны в этом процессе участвуют люди и организации, прекрасно знающие положение дел на просторах бывшего СССР. А в странах Центральной и Западной Европы не существует ни одной бизнес-структуры, чьей целью было бы лоббирование динамичного развития торгово-промышленных отношений с Россией.
Кроме прочих, есть у этой проблемы и историческая причина. Еще во времена холодной войны на Западе сложилось своеобразное "разделение труда": Вашингтон боролся с Москвой, противодействуя росту его влияния в мире, а их западноевропейские союзники концентрировали свои усилия на подрыве социализма в странах ЦВЕ.
Когда рухнула Берлинская стена, европейские компании без раскачки ринулись в страны бывшего соцлагеря и быстро заняли там ведущие позиции, а Россия во многом осталась для них "терра инкогнита". Американцы же, наоборот, сразу начали активно работать в странах бывшего Советского Союза, переведя недавний опыт противостояния, в том числе и между спецслужбами, в капитал делового сотрудничества. К тому же США употребляет всю мощь своих государственных структур, чтобы любыми путями помочь своим компаниям в покорении новых рынков.
Сейчас Европа по-прежнему лидирует по уровню товарообмена с Россией, но доля США в объеме прямых иностранных инвестиций в РФ выше показателей любой из крупнейших стран Евросоюза.
Слабость позиций Европы в России проистекает из простого факта: деловая активность в РФ определяется взаимоотношениями с каждой из стран Евросоюза, а политические решения принимаются в Брюсселе наднациональными органами единой Европы. Поэтому задача, стоящая перед Евросоюзом, состоит в том, чтобы связать бизнес и политику в отношении России на европейском уровне. Для ее решения необходимо создать мощную российско-европейскую структуру, которая выражала бы интересы деловых кругов и способствовала развитию всех форм сотрудничества между Россией и Европой. Только в этом случае политика и экономика совпадут во времени и пространстве.