Россия и Великобритания по праву могут гордиться долгой историей развития своих торгово-промышленных связей, истоки которых уходят во времена Ивана Грозного. Именно тогда на Руси была создана первая английская компания "Московия". И Российско-Британская торговая палата (РБТП) имеет глубокие традиции. Со времени основания в 1916 году она вместе с Россией пережила бурные времена, но всегда продолжала выполнять свою миссию.
Инвестиции превысили 5 млрд. долларов
Недавно Министерством внешней торговли и инвестиций Великобритании возобновлена система гарантирования экспортных кредитов среднесрочного и долгосрочного страхового покрытия по России. Это лишний раз подтверждает динамичное расширение сотрудничества как на межгосударственном уровне, так и на уровне отдельных компаний. Накопленные британские инвестиции в Россию за последние три года, по данным Госкомстата, составили более 5 млрд. долларов. Двусторонний торговый оборот за 2003 год, по нашим данным, уже составляет более 5 млрд. фунтов стерлингов. Сейчас на российском рынке работает более 400 британских компаний.
Российский рынок - непростой, но перспективный, и некоторые британские компании занимают здесь прочные позиции, в частности, в сфере юридического и финансового консалтинга, а также в нефтяной и газовой промышленности. Такие компании, как Shell и BP в совокупности вложили несколько миллиардов фунтов стерлингов в российские проекты и обеспечили работой десятки тысяч российских граждан.
Британцы чрезвычайно гордятся репутацией производителей многих высококачественных изделий. Наши компании экспортируют огромное количество разнообразных продуктов - от сладостей и напитков до ингредиентов для приготовления блюд мексиканской и китайской кухни. При этом экспорт в Россию ничтожно мал.
К примеру, французы через свои магазины в России, главным образом - супермаркеты, продают около 400 000 наименований товаров, тогда как у британцев показатели в десять раз меньшие, а собственных крупных торговых центров в России вообще нет. В связи с этим возникает естественный вопрос: почему, имея немалые достижения в продовольственной сфере, британские производители и ретейлоры не спешат на российский потребительский рынок?
Система налогообложения не благоволит супермаркетам
Одна из главных причин заключается в том, что российская система налогообложения явно не благоволит супермаркетам. Безусловно, у крупных мировых лидеров в этой сфере больше шансов преодолеть трудности и бюрократические препоны. Однако недоработанность законодательной базы ставит инвестора - в частности, столь осторожного, как британский, - перед определенной дилеммой: рисковать сейчас или подождать, пока россияне приведут свои законы в соответствие с мировой практикой. В итоге уровень прямых иностранных инвестиций, в частности, в сектор розничной торговли, например, в Польше составляет 2,1 млрд. долларов, а на Россию приходится всего 100 млн. долларов.
В РБТП часто обращаются за консультациями и поддержкой руководители британских фирм и корпораций, попавшие впросак из-за ситуации в области таможенного регулирования, торговли и экспорта в России. Кроме того, производители нередко сталкиваются с отсутствием на внутреннем рынке необходимого высококачественного сырья, что вынуждает либо экспортировать его из-за рубежа, либо производить серьезные финансовые инвестиции, в частности, в сельскохозяйственную сферу. Ярким примером может служить необходимость организации пивными компаниями производства высококачественного солода для получения напитка, соответствующего мировым стандартам качества.
Недостаточно развитая система снабжения также является важным препятствием, влияющим на решение британских компаний о вступлении на российский рынок. Система сбыта и дистрибуции на огромной территории России все еще носит фрагментарный характер, что приводит к росту конечной стоимости продукта и сдерживает планы ведущих мировых лидеров по продвижению в регионы. Многие товары высокого качества требуют особых условий хранения и транспортировки, а надежных дистрибьюторов на местах пока еще явно недостаточно.
Товарный брэнд - превыше всего
Важное место среди прочих забот производителей занимает проблема защиты интеллектуальной собственности, то есть их товарных брендов, причем, как ни странно, в этом особенно нуждаются крупные международные корпорации. Поэтому РБТП активно сотрудничает с Роспатентом, который обеспечивает необходимую защиту товарам на всей территории России.
Обширная программа реформ может позволить изменить облик России как объекта для инвестиций. Стремление России вступить во Всемирную торговую организацию и снижение прямой зависимости между экономическим ростом в стране и ценами на нефть находят поддержку у международного экономического сообщества и дают заметные импульсы для вовлечения в процесс инвестирования крупных капиталов все новых глобальных игроков, в том числе и в сфере продовольствия и розничной торговли. Россия становится все более важным рынком для мировых лидеров индустрии, которые готовы платить разумную цену за участие в совместных проектах с набравшими силу и опыт местными фирмами, уже имеющими развитую систему сбыта.
Появление в продовольственной отрасли все новых иностранных производителей, в частности британских, которые приходят сюда не на год и не на два и рассматривают перспективы дальнейшего расширения своей деятельности на российском рынке, стимулируется и данными о росте потребления продовольствия в России, в первую очередь - высококачественных продуктов. Но главные ожидания ведущих мировых компаний связаны с потенциальными изменениями приоритетов потребителей в пользу известных марок и производителей с высокой репутацией. А это, в свою очередь, напрямую зависит от роста доходов россиян, их общего благосостояния и, главное, политической стабильности в России.