0
1630
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.10.2003 00:00:00

С оглядкой на Вашингтон

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова - директор научных программ комитета "Россия в объединенной Европе".

Тэги: ес, стратегия, безопасность


ес, стратегия, безопасность Планы по общеевропейскому переустройству у комиссара по внешней политике и безопасности ЕС Хавьера Соланы большие и интересные. от только для России он места в них не находит.
Фото Reuters

Стратегия безопасности Европейского союза, представленная Хавьером Соланой на саммите ЕС в Греции, является новым словом в истории общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ).

Фактически каждый новый международный кризис за последние 10-13 лет (конфликт в бывшей Югославии в 1991-1995 гг., кризис вокруг Косово в 1999 году, антитеррористическая операция в Афганистане в 2001-м и война в Ираке в 2003-м) являлся лишь очередным подтверждением существующего разрыва между экономическим весом ЕС и его ограниченными возможностями противостоять новым вызовам.

Вместе с тем каждый кризис способствовал продвижению и развитию ОВПБ и попыткам придать ЕС военное измерение. Несомненно, "документ Соланы" - новый шаг в этом направлении, сделанный под воздействием иракских событий.

Новые угрозы и цели, но старые проблемы

В новой стратегии безопасности ЕС признается, что традиционное восприятие безопасности, которое осталось нам в наследство от холодной войны, безусловно, утратило свое значение. Угрозой европейской безопасности сейчас является в первую очередь международный терроризм и распространение ОМУ, существование нежизнеспособных государств и организованной преступности.

Можно выделить три группы стран, которые очень по-разному соотносятся с проблемами распространения ОМУ и терроризма. Первые из них - это Израиль (стратегический союзник США) и Индия (союзник России и стратегический партнер ЕС). С одной стороны, эти страны несут ответственность за распространение ядерного оружия. С другой - они являются стабильными демократическими государствами, тоже страдающими от терроризма.

Во вторую группу входят Северная Корея, Иран и Пакистан, которые ответственны и за распространение ОМУ, и за связи с международным терроризмом, но которые поддерживаются отдельными членами международного сообщества из самых различных соображений.

Третья группа стран включает Ливию, Сирию, Алжир (имеющих сильный антизападный уклон) и Саудовскую Аравию (регионального партнера США), которые связаны с международным терроризмом, но не имеют перспектив создания ОМУ в обозримом будущем.

В связи с этим встают закономерные вопросы, на которые новый документ ЕС не дает никакого ответа. Как строить политику в отношении государств из этих трех групп? Каковы критерии, определяющие международных "парий" и средства борьбы с нарушителями международных норм и в то же время исключающие двойные стандарты? Эти проблемы должны быть согласованы и приведены к единому знаменателю не только в расширенном ЕС, но и между ЕС и его стратегическими союзниками.

Две другие стратегические цели - стабильность в соседних с ЕС странах и мировой порядок, основанный на эффективном многостороннем сотрудничестве, - также не могут быть достигнуты ЕС в одиночку, без партнеров и союзников. Среди последних первостепенное значение стратегия придает трансатлантическим отношениям.

Чтобы Буш не потерял Европу

Несмотря на широко распространенное мнение о том, что кризис вокруг Ирака явился ударом по общей внешней политике и политике безопасности ЕС, это было скорее провалом традиционного атлантизма. Кризис был создан политикой Вашингтона и являлся своего рода лакмусовой бумажкой для проверки лояльности европейских союзников США.

Военная интервенция США в Ираке имела несколько важных последствий для международных отношений в Евроатлантическом регионе. В отличие от международного кризиса вокруг Косово иракский кризис стер старую разделительную линию между Востоком и Западом и может расцениваться как окончательное завершение холодной войны. Кроме того, он покончил с традиционными комплексами Германии, прежде всего с ее "эмоциональной зависимостью от США". И, наконец, этот кризис показал, что Европа не удовлетворена традиционным атлантизмом, предполагающим ее неукоснительное равнение на США.

Все это означает только одно: евроатлантическое партнерство должно быть переосмыслено и приспособлено к новым реальностям. В этом нет ничего пугающего для тех, кто обеспокоен возможностью "расцепления" традиционной евро-американской связки. Наоборот, сама эта проблема возникла потому, что слишком долго евроатлантические отношения оставались своего рода "священной коровой" и не подвергались переосмыслению, хотя было ясно, что в постбиполярном мире нет места для явлений, порожденных холодной войной.

Перестройка евроатлантических отношений наверняка отвечает интересам самих США, если они хотят сохранить свои отношения с Европой в целом.

В свое время оппоненты Клинтона обвинили его в том, что он потерял Россию. Если Буш хочет избежать в будущем обвинений в том, что он потерял Европу, он должен признать, что европейские союзники не могут быть лишь инструментом для обслуживания американских интересов, что необходим "новый атлантизм", отражающий сегодняшние реалии, в том числе возросшую независимость Европы.

Без России - никуда

В "документе Соланы" Россия упоминается лишь однажды и то мимоходом, в одном ряду с другими партнерами - Японией, Китаем, Канадой и Индией. При этом отмечается, что "ни одни из этих партнерских отношений не будут являться исключительными".

Вместе с тем если судить о стратегических целях новой концепции безопасности - стабильность в прилегающих к ЕС регионах, международный порядок, основанный на эффективной многосторонности и борьба с новыми угрозами, то из всех перечисленных партнеров лишь Россия имеет особое значение для ЕС в достижении всех трех целей.

Невозможно поддерживать стабильность и процветание в Европе, если ее восток будет оставаться политически и экономически нестабильным. В странах ЕС и на Западе в целом по-прежнему существуют опасения относительно будущего развития демократии в России.

Последовательная интеграция нашей страны в общеевропейское пространство, партнерство, а не избирательное, поверхностное сотрудничество является важнейшим внешним фактором демократизации России и стабильности в Европе.

При этом полноценное партнерство не ставит столь болезненного для ЕС вопроса о членстве России в союзе. Этот вопрос не стоит в повестке дня отношений России и ЕС, поскольку ни одна, ни другая сторона не готовы к этому.

Тем не менее и ниже уровня членства в ЕС может быть достигнут очень высокий уровень интеграции. Если решения последнего, санкт-петербургского саммита РФ-ЕС об интеграции России в "европейские пространства" (в сфере экономики, внутренней и внешней безопасности, правосудия, образования) не останутся лишь благим пожеланием, то они окажут крайне положительное воздействие, в том числе и на все европейские страны СНГ.

И Россия, и ЕС рассматривают Устав ООН как основу для многосторонних действий международного сообщества в отражении новых угроз. В-третьих, в Афганистане Россия проявила себя как один из ключевых участников антитеррористической операции.

Подключение нашей страны в каких-либо формах к общей внешней политике и политике безопасности ЕС позволило бы лучше согласовывать позиции по важнейшим проблемам европейской и международной безопасности на всех уровнях, включая СБ ООН.

Без России невозможна полномасштабная военная интеграция Евросоюза, нуждающегося в стратегической мобильности, в космических системах управления и информационного обеспечения, в совместных силах быстрого реагирования для миротворческих и антитеррористических операций.

Являясь важным шагом вперед на пути строительства единой политики безопасности, новая стратегия ЕС дает лишь общие ориентиры, но, как известно, "дьявол" любого соглашения - в деталях. Для того чтобы эта стратегия стала жизнеспособной и эффективной, руководству ЕС потребуется не только политическая воля, но и новое политическое мышление, свободное от стереотипов и фобий времен холодной войны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости