Майрам Акаева 'сделала себя' задолго до карьерного взлета мужа.
- Майрам Дуйшеновна, в своей книге "У надежды не бывает ночи" вы рассказываете о себе, своей семье очень откровенно. Что побудило вас раскрыться перед читателем?
- Откровенно говоря, я не планировала писать книгу о своей жизни. Это книга о тех, с кем сводила меня за долгие годы жизнь, о таких нелогичных, но очень человеческих материях, как честь и бесчестие, верность и предательство, порядочность и подлость, любовь и ненависть...
Как я решилась открыто написать о своей жизни? Думаю, в демократическом государстве открытость власти должна быть нормой. Люди всегда интересуются, как живет семья президента, какие у них семейные ценности, как воспитывают детей, кто их друзья, с кем делят радости и беды... И потом, открытость - фамильная черта Дуйшеновых - моей родительской семьи.
Когда я работала над книгой, пронеслась мыслью через все пройденные годы - с детства до нынешних дней. Каждый из них запомнился чем-то особым. Думаю, все сегодняшнее проистекает из прошлого и продолжается в будущем, и оно, прошлое, помогает нам глубже осмыслить наш настоящий день.
Так, мелодия жизни складывается из многих звуков, и они должны быть разными, иначе музыка не получится. Но есть основные ноты, заложенные в самом начале судьбы, и счастье - если это сильные, глубокие, чистые тона. Вот почему я посвятила эту книгу своим родителям. Они были простыми, мудрыми и любящими людьми. Детство - своего рода кладовая солнца и доброты, а главные хранители света в ней - отец и мать. Легенды и сказания, неимоверное число которых лилось из уст отца, книги сказок, огромный алый закат, золотая луна, падающая куда-то за горные пики звезда, как стираемая маминой рукой слезинка, - все эти вечные и прекрасные мгновения многомерного мира детства наполнили мою жизнь светом и теплом и сделали меня бесстрашной перед белым листом бумаги.
- Какие качества вы больше всего цените в людях и что для вас в них неприемлемо?
- Люди все разные. Каждый человек - это целый мир со своими достоинствами и недостатками... В людях я ценю доброту, чувство собственного достоинства, способность к обучению - эти качества кажутся мне определяющими в судьбе любого человека. Я старалась привить их своим детям. Абсолютно не приемлю бездуховность и агрессивность. Доказано, что агрессивность и бездуховность содержат разрушительную энергетику, которая распространяется со страшной силой.
Не понимаю, почему некоторые люди получают удовольствие, распространяя слухи. Думаю, слухи - это какой-то еще не изученный вид энергии, который подчиняет мелких духом людей, тех, в ком, видимо, изначально заложено больше зла, чем добра. Но я знаю, что зло бессильно, если добро бесстрашно.
- Нелегко сочетать роль жены, матери, хозяйки большого дома с научной, литературной и общественной деятельностью?
- Я верю в силу семьи и считаю, что моя самая главная миссия - быть опорой, заботиться о душе мужа, моих детей. У каждой семьи должна быть своя, особая атмосфера, которая зависит прежде всего от женщины.
- Я знаю, что для детей-сирот вы построили деревни по типу австрийских, для больных детей - медико-социальный реабилитационный центр. В этом вопросе вы выходите на международные организации, фонды. Насколько важны при этом хорошие личные связи?
- Думаю, вы правы, хорошие личные отношения играют большую роль в сотрудничестве. Я поняла ценность личной дипломатии, наблюдая за тем, как мой муж завязывал узы дружбы, строил отношения с мировыми лидерами, что помогло Киргизии выжить и поднять свой статус в мировом сообществе.
Мы создавали наш благотворительный фонд "Мээрим" в непростое время, понимая, что дети не могут ждать, когда времена изменятся. Понимали, что все болезни, все беды детей - это наша непроявленная забота о них, наша недоданная им любовь... И главным принципом нашей деятельности стало выражение: чем говорить миллион слов, лучше сделать одно крохотное дело. Мы начали сотрудничать с международными организациями, ведь главный источник реализации наших проектов - это гранты. Но, конечно, решение о выделении средств принимают люди. И здесь, безусловно, помогают личные отношения. Так, во время первой встречи в Париже с экс-первой леди Франции Даниель Миттеран я рассказала ей о программах фонда "Мээрим" и наших трудностях. Мы тогда договорились о совместной программе поддержки детей-сирот, которая потом вылилась в создание юношеского центра детей-сирот в Панфиловке. Его история теперь навсегда связана с мудрой помощью госпожи Миттеран. Эта женщина очень много сделала для Киргизии. Через Европейский союз в самые трудные годы ее фонд оказал ощутимую поддержку нашей стране.
С президентом международного фонда "SOS - Киндердорф Интернациональ" у нас сложились очень теплые отношения. Считаю удачей, что нашла материалы об этой организации, которая уже 50 лет занимается проблемой детей-сирот. Началось с того, что я написала письмо ее руководителю, попросив подумать над возможностью создания детской деревни для сирот в нашей стране. И за короткий срок в Киргизии были построены 2 детские деревни и современная школа-гимназия.
Я сотрудничаю со многими людьми: с Сити Хасмой, первой леди Малайзии, мы осуществляем проект "Микрокредитование сельских женщин"; Хиллари Клинтон помогла нам наладить сотрудничество с благотворительной организацией "Сити Хоуп интернейшнл", которая ежегодно передает медицинским учреждениям нашей страны дорогостоящие и качественные медикаменты; Федерико Майор, бывший исполнительный директор ЮНЕСКО, помог нам начать проект по компьютеризации школ республики...
Один из благотворителей как-то сказал: "Людям для счастья мало одного богатства. Обращаясь к ним с просьбой помочь обездоленным детям, мы предлагаем им обрести смысл жизни". Думаю, это очень верные слова.
- Всем известна ваша любовь к искусству. Частыми гостями в Киргизии стали многие мировые знаменитости. Известно также, что вы сами нередко бываете в Москве и как частное лицо посещаете концерты российских и зарубежных исполнителей...
- Для меня искусство - это источник света, добра, высокой духовности и нравственности, силы и энергии. Соприкосновение с прекрасным наследием человечества - будь то музыка, живопись или театр дают мне очень многое - душевное умиротворение, жизненную энергию, вдохновение и желание созидать. Еще на заре перестройки академик Лихачев, когда речь шла об экономических и политических преобразованиях, говорил о приоритетности образования, о том, что никакие реформы невозможны без культуры, без духовной силы народа, которая преодолеет любые трудности.
Неисчерпаемый мир искусства я открыла для себя в Ленинграде, где прошла моя студенческая юность. Несмотря на засилье формул, лекций и семинаров, я интересовалась художественной жизнью великого города. Меня тянуло в театры, в музеи. В Эрмитаже или Русском музее я проводила целые дни. Музей-квартира Пушкина на Мойке, памятные места, связанные с именами Достоевского, Некрасова, Герцена, Добролюбова...
Иногда я жалела, что не стала искусствоведом, не посвятила себя изучению музыки, балета, живописи. Я заставляла себя больше корпеть над учебниками, но силы воли отказаться от увлечения искусством у меня все же не хватало. Все больше охватывала жажда к получению новых знаний, которые находились за порогом технического вуза. Большой драматический театр под руководством Георгия Товстоногова заколдовал меня: я по-другому начала воспринимать мир. Ночами стояли на Фонтанке, чтобы достать билеты на спектакли БДТ. Потом попала на балет в Мариинский театр - и это было для меня волшебной сказкой. Где бы ни смотрела "Лебединое озеро", я сравниваю свои ощущения от музыки Чайковского и балета с тем первым потрясением, которое испытала в Мариинке.
- В вашей книге "У надежды не бывает ночи" вы рассказываете о встречах и общении с первыми леди России, Америки, Франции и других стран. Что вас привлекает в дружбе с ними? Не припомните ли вы наиболее запомнившийся случай или беседу в общении с первыми леди?
- Быть первой леди - это судьба. С одной стороны, это большая честь - представлять свою страну, свой народ всему миру. С другой стороны - это крест, "жизнь в аквариуме".
Так случилось, что со многими женами президентов у меня сложились очень хорошие отношения, особенно теплые, пожалуй, с Наиной Иосифовной Ельциной. Мы с ней, как родные сестры. В наших беседах нет границ, мы говорим о мужьях, детях, внуках, об искусстве, кулинарных секретах, просто о жизни.
Я заметила, что очень сближает людей не только родство душ, но и сотрудничество. С кем бы мне ни доводилось встречаться, особенно хорошие отношения складываются, когда начинаются совместные проекты, акции. Так зародилась наша дружба с Даниель Миттеран.
Очень люблю Иоланту Квасьневскую - первую леди Польши. Думаю, она отвечает мне тем же. Нам легко и комфортно вместе. Квасьневская была признана самой элегантной первой леди Европы. Она из тех личностей, кто сам сделал себя. Кстати, в 2001 году Иоланта провела в Польше летнюю школу "Радужный мост", где подростки из разных стран мира учились толерантности, терпимости, уважительному отношению к культурам и религиям других народов. И в будущем году мы планируем провести такую же летнюю школу в Киргизии.
Что касается интересного случая из общения с первыми леди, то расскажу вам смешную историю, которая произошла в Варшаве, во время форума, посвященного 10-летнему юбилею Конвенции по правам ребенка. На нее съехались королевы и первые леди из многих стран мира. СНГ было представлено Людмилой Кучмой от Украины, Беллой Кочарян от Армении, Антониной Лучинской от Молдавии и мною. Это был октябрь 1999 года.
Прощальный обед пани Квасьневская давала в старинном замке-музее под Варшавой. Мы, женщины из СНГ, где бы ни были, держимся вместе. Единственный язык, на котором мы свободно общаемся, - русский. И вот тогда произошел казус, который я называю "история с косулей". Моя помощница деликатно спрашивает, какие нам заказать блюда, а мы не знаем сами, чего хотим и что можно хотеть, когда по периметру в огромном зале столы ломятся от разнообразных яств.
Я почему-то начала ужин с горячего. А Лучинская говорит: "Прекрасный суп, вы всю жизнь будете жалеть, если этот суп не попробуете". Ну, решили, давайте суп попробуем, хотя второе уже съели. Никто из нас не пил никаких напитков - стеснялись, что ли. "А давайте вина попробуем", - осмелела одна из нас. Начали пробовать вино. А что дальше мы должны делать? Опаздываем, не опаздываем? В программе вроде еще есть какое-то мероприятие... Стали обсуждать домашние новости. У каждой - свои проблемы. Разгоралась борьба за кресло президента на Украине. В Молдавии шли жаркие дебаты по поводу перехода к парламентской республике. Заговорили о коварных публикациях, политических сражениях, завистниках и недругах. И тут к нам подошел важный повар, настоятельно рекомендуя попробовать косулю. Пока ждали косулю, говорили о вечных проблемах женского похудения. В это время на больших тарелках нам приносят по огромному куску мяса! С ореховым соусом! Мы поглядываем на королев: им косулю не предложили. Почему? Кто-то из нас предположил: "Наверное, повар хотел пристроить свою косулю. И у него это ловко получилось". Вечное советское ожидание подвоха! Нам обидно за себя стало. А королевы тем временем разрумянились, пьют вино, беседуют, никуда не торопятся... Мы же, не сумев даже кусочек проглотить от сюрприза повара, подумали, что надо, пожалуй, заканчивать. Вышли из-за стола, час гуляем по парку. Погода была хорошая, парк прекрасный... А королевы в замке все наслаждаются общением и застольем. Тут Людмила Николаевна Кучма пошутила: "Как хорошо быть королевой!
Бишкек-Москва