Первый год работы посла Иссэй Номура в Москве оказался самым насыщенным в истории взаимоотношений России и Японии.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
-Господин посол, вы уже почти год работаете в Москве. Какими отсюда вам видятся политические отношения между Японией и Россией, как вы оцениваете их нынешнее состояние?
- На этот вопрос можно отвечать по-разному, в зависимости от того, как определить сам термин "политические отношения". Но если понимать под этим двусторонний политический диалог на высоком уровне, то политические отношения между Японией и Россией развиваются чрезвычайно динамично. Меньше чем за год, прошедший с октября прошлого года, когда я получил свое нынешнее назначение, состоялись визиты в Японию председателя Госдумы Геннадия Селезнева и министра иностранных дел Игоря Иванова, визиты премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в Москву и Хабаровск - в январе, и в Санкт-Петербург - в мае, обменялись визитами государственный министр - начальник Управления национальной обороны Японии Сигэру Исиба и министр обороны России Сергей Иванов, во Владивостоке побывал министр иностранных дел Японии Ерико Кавагути. Кроме того, состоялась поездка в Японию первого президента России Бориса Ельцина, а Москву навестил бывший премьер-министр Японии Есиро Мори. Таким образом, контакты между представителями руководства Японии и России поддерживаются практически беспрерывно. Кроме того, до конца этого года планируется визит в Японию премьер-министра Михаила Касьянова.
Главное, что дает такого рода политический диалог на высоком уровне, - это то, что благодаря ему стимул к развитию получает весь комплекс двусторонних отношений. Мощное ускорение дальнейшему ходу этих отношений придал, в частности, Японо-Российский План действий, подписанный премьер-министром Коидзуми и президентом Путиным во время январского визита главы правительства Японии в Россию.
В Японо-Российском Плане действий выделено шесть главных направлений в развитии двусторонних отношений: 1) углубление политического диалога; 2) переговоры по мирному договору; 3) сотрудничество на международной арене; 4) сотрудничество в торгово-экономической области; 5) развитие связей в оборонной и правоохранительной областях; 6) развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран.
В этом документе указаны и конкретные действия обеих сторон на каждом из перечисленных направлений. И Япония и Россия придают Плану чрезвычайно важное значение, рассматривая его в качестве руководящего документа, обозначающего направленность дальнейшего развития взаимоотношений. В январе, во время визита в Россию, премьер-министр Коидзуми на совместной с президентом Путиным пресс-конференции заявил: "Этот План представляет собой общее руководство к действиям, направленным на развитие двусторонних отношений во всех областях. Он послужит "навигационной картой" японо-российских отношений в будущем". В свою очередь, президент Путин отметил, что придает Плану действий очень большое значение. Указав, что с другими странами у России нет документов такого рода, президент России выразил согласие с данной премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми характеристикой Плана как своего рода "навигационной карты" для укрепления и развития двусторонних отношений.
Если обе страны на основе Японо-Российского Плана действий будут прилагать усилия для расширения обменов во всех областях, то мы сможем рассчитывать на то, что прогресс в любой из областей будет позитивно влиять на положение дел в других. В силу этого я надеюсь на перемены, которые придадут стимул развитию всего комплекса японо-российских отношений.
- Главным препятствием, мешающим сближению наших стран и народов и развитию по-настоящему добрососедских отношений, является, видимо, вопрос об урегулировании территориальной проблемы и заключении мирного договора. Каков ваш взгляд на возможность решения этой проблемы в обозримом будущем? Какое мнение об этой проблеме преобладает в настоящее время в Японии?
- Отвечая на этот вопрос, я хотел бы прежде всего отметить, что среди части российской общественности весьма распространена неверная точка зрения, будто бы наше правительство увязывает развитие японо-российских отношений, и в особенности рост контактов в торгово-экономической области, исключительно с решением территориальной проблемы. Хочу четко заявить, что такое мнение не имеет абсолютно ничего общего с курсом правительства Японии и реалиями японо-российских отношений.
Японским фирмам принадлежит весьма значительная роль в реализуемых ныне сахалинских проектах. Так, в проекте Сахалин-1 их доля в уставном капитале составляет 30% - компания "SODECO"; в проекте Сахалин-2 - 45%: "Мицуи Ко. ЛТД" - 25% и "Мицубиси корпорейшн" - 20%. Япония активно поддерживает проект строительства Тихоокеанского нефтепровода. Эти и другие проекты являются символическими примерами, свидетельствующими о намерениях Японии независимо от наличия территориальной проблемы самым активным образом расширять экономические отношения с Россией, руководствуясь принципом взаимной экономической выгоды.
С другой стороны, я не собираюсь отрицать того факта, что между Японией и Россией отсутствует мирный договор из-за нерешенности территориальной проблемы, и это является одним из препятствий, стоящих на пути серьезного и динамичного развития отношений между обеими странами. Потому что, я убежден, заключение мирного договора путем решения данной проблемы сразу же позволит раскрыться тому огромному потенциалу, который таит в себе наше сотрудничество.
Нельзя не признать, что в условиях резких перемен, происходящих на международной арене, Япония и Россия как никогда прежде начинают нуждаться друг в друге. И отсутствие мирного договора между нашими странами - совершенно противоестественное явление. Это не только не отвечает международным реалиям, перед которыми поставлены Япония и Россия, но и не несет им никаких выгод. Чем дольше мы будем откладывать решение этих проблем, тем большим будет размер утраченной потенциальной выгоды. Мы стоим перед необходимостью принимать это во внимание и добиваться урегулирования территориальной проблемы.
- Согласны ли вы с широко распространенным мнением, что уровень развития политических отношений между нашими странами отстает от уровня экономических взаимосвязей?
- Я не сторонник такого подхода, когда в японо-российских отношениях проводят раздел между политикой и экономикой и пытаются определить, какая из этих двух сфер ушла вперед, а какая отстает. Как следует из Японо-Российского Плана действий, отношения между нашими странами должны получить серьезное развитие в целом за счет продвижения вперед во многих областях и путем позитивного влияния этих областей друг на друга.
Если, основываясь на вышесказанном, говорить в отдельности о политическом и экономическом аспектах наших отношений, то в политической сфере необходимо добиться реального прогресса в главной двусторонней проблеме - в переговорах о заключении мирного договора, а в сфере экономики следует существенно увеличить объем торговли, который значительно уступает тому уровню, который был в советский период.
Моя точка зрения такова: из шести направлений Японо-Российского Плана действий наибольшим потенциалом обладают и при этом наименее развиты торгово-экономические отношения. Очень велика роль, которую может сыграть в развитии торгово-экономических отношений сотрудничество в области энергетики.
- Какие новые крупные проекты в научно-технической и торгово-экономической сферах могут быть реализованы в ближайшем будущем совместными усилиями японских и российских компаний?
- Наука и техника - это область, сотрудничая в которой Япония и Россия могут добиться очень больших результатов в будущем. Россия имеет выдающиеся достижения в фундаментальных науках, а Япония - в прикладных. Как указал премьер-министр Коидзуми, выступая в январе этого года в RNC "Курчатовский институт", хотелось бы надеяться на расширение двустороннего сотрудничества, в частности в сфере экологии.
Если вести речь о новых проектах в торгово-экономической области, то прежде всего необходимо упомянуть проект Тихоокеанского нефтепровода. Японская сторона указывает на два стратегических достоинства этого проекта для России. Первое: строительство нефтепровода откроет возможности для предложения российской нефти странам бассейна Тихого океана, что серьезно укрепит позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Второе: реализация этого проекта станет вкладом в социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальневосточного региона России.
С августа этого года специалисты наших стран ведут интенсивные консультации по трем направлениям: разработка месторождений, сооружение нефтепровода, финансирование. Если удастся перевести данный проект в стадию практической реализации, это откроет новые большие перспективы для дальнейшего развития экономических отношений между Японией и Россией.
- Что еще, на ваш взгляд, мешает полномасштабному развитию политических и экономических контактов между нашими странами?
- На японо-российских экономических отношениях, возможно, сказывается состояние дел в экономике Японии, которая на протяжении многих лет находится в застое. Однако нельзя отрицать и влияния проблем, стоящих перед российской стороной в сфере законодательства и других областях.
На отношениях между деловыми кругами двух стран сказывается также ситуация 1990-х годов, когда возникали конфликтные ситуации в сфере инвестиций и торговли. Поэтому японские компании все еще настороженно относятся к ведению бизнеса в России. Есть и еще одно немаловажное обстоятельство: нельзя сказать, что японцы в достаточной мере информированы о существующих в России условиях для предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, в Японо-Российском Плане действий в качестве мер, которые следует предпринять для расширения торговли и инвестиций, указывается на то, что Россия будет предпринимать дальнейшие меры для улучшения инвестиционного климата, а Япония - меры по предоставлению представителям деловых кругов информации, в частности, о ходе экономических преобразований в России.
Очень важным критерием уровня развития отношений между любыми странами являются масштабы межчеловеческих контактов. В связи с этим я хотел бы ознакомить вас с весьма интересной статистикой. Давайте посмотрим на взаимосвязи Японии и еще одного из ее соседей - Республики Корея. По данным за прошлый год, эту страну посетили 2,3 млн. японцев. За то же время в Японии побывали 1,47 млн. граждан этой страны. Теперь взглянем на контакты между Японией и Китаем. Здесь цифры составляют соответственно 2,38 млн. (это данные за 2001 год) и 530 тыс. человек.
Ну, а что же Япония и Россия? Россию в прошлом году посетили 70 тыс. японцев, Японию - 40 тыс. россиян. Эти цифры реально подтверждают, насколько мелководна река межчеловеческого обмена между нашими странами - соседями.
В чем заключаются главные проблемы? Мы в этом стараемся досконально разобраться. Очевидно, одно из узких мест - это действующая в обеих странах система выдачи виз. После окончания холодной войны в отношениях между Японией и Россией произошли большие изменения. А визовые системы в обеих странах действуют практически на старой, давно отжившей основе.
Я понимаю этот вопрос так: нужно радикально пересмотреть систему выдачи виз - не только коммерческих, но для всех граждан, включая туристов. Как говорится, большой танкер не может сразу поменять курс. Это относится к обеим нашим странам. Сразу перейти к безвизовому обмену трудно и вряд ли уместно. Но коренным образом пересмотреть процедуру выдачи виз и решить другие связанные с этим вопросы вполне возможно и необходимо.
Я считаю, что, исходя из происходящих перемен и нового состояния японо-российских отношений, надо как можно скорее основательно перестроить визовые системы в обеих странах.
- Возможно ли, на ваш взгляд, сотрудничество России и Японии в военной и военно-технической сфере?
- Связи в оборонной области последовательно расширяются. Я уже упомянул, в частности, об обмене визитами между руководителями оборонных ведомств наших стран. Совсем недавно, в конце августа, в расположенном к югу от Находки районе Японского моря эскортный корабль и вертолет Морских сил самообороны Японии с успехом принимали участие в поисково-спасательных учениях, которые стали частью маневров, проводившихся Россией на Дальнем Востоке. Спустя неделю два эскортных корабля Морских сил самообороны, несущие три вертолета, посетили с визитом Владивосток, после чего вновь провели совместные учения с подразделениями ВМФ России.
Я полагаю, что у японо-российского сотрудничества в оборонной области существуют большие возможности и в плане решения задач, стоящих перед международным сообществом в целом. Это - борьба с терроризмом, предотвращение распространения оружия массового уничтожения, гуманитарная помощь, содействие в восстановительных работах и т.д.
С другой стороны, говорить о конкретном сотрудничестве в области военных технологий сложно, поскольку Япония придерживается трех принципов, запрещающих экспорт вооружений и технологий, связанных с их производством.
- Вы затронули тему борьбы с международным терроризмом. Можете подробнее рассказать о сотрудничестве наших стран в этой области, а также о взаимодействии в укреплении безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
- Соответствующие структуры Японии и России регулярно проводят консультации о мерах по борьбе с международным терроризмом, а также обмениваются мнениями о ситуации в этой сфере в Центральной и Юго-Восточной Азии и в других районах мира.
Что касается вопросов обеспечения региональной безопасности, то Япония и Россия проводят тесный обмен мнениями на различных уровнях, начиная с самого высшего, о ситуации на Корейском полуострове, которая приобрела сейчас характер неотложной проблемы. Вместе с тем стороны на постоянной основе обсуждают положение дел на Ближнем Востоке, в Афганистане, в Центральной Азии, а также проблемы контроля за вооружениями, разоружения и нераспространения и другие вопросы.
Развивается двустороннее сотрудничество и в области денуклеаризации. В частности, растет наше содействие в проведении работ по утилизации выведенных из состава российского флота атомных подводных лодок. Правительство Японии считает, что подобное взаимодействие вносит вклад в дело мира и стабильности, и намерено укреплять его и в дальнейшем.