На молдавском поселке Джурджулешты, в котором проживают от силы четыре тысячи жителей, неожиданно сошлись интересы предпринимателей России, Молдавии и дальнего зарубежья. Сыр-бор может разгореться вокруг проданного Кишиневом России на 400-метровом береговом отрезке Дуная недостроенного греками нефтяного терминала, на месте которого Москва (в лице московского правительства) предложила построить грузопассажирский порт. Уже найден и инвестор. Однако молдавские предприниматели считают, что эта сделка носит незаконный характер. Утверждается, что соответствующий молдавско-российский договор вопреки местному законодательству был заключен не на основе обязательного открытого тендера, а в результате кулуарных переговоров с правительством. Мол, заявки поступали и от других потенциальных инвесторов, но все они якобы попросту не принимались к рассмотрению Кишиневом. В качестве примера "деловых кругов" фигурирует, в частности, Мальтийский суверенный орден - известная в мире духовно-рыцарская организация (для справки: орден выпускает свою валюту, имеет официальные представительства в 90 странах, имеет статус постоянного наблюдателя при ООН и представлен в ряде других международных структурах). На подобные суждения в молдавском кабинете министров обычно отвечают, что все это неправда, конкурс заявок, пусть и не объявленный официально, состоялся, и вопрос с инвесторами решился в пользу лучшего, российского.
Копья ломаются, разумеется не из-за объектов как таковых, а как раз из-за стратегического значения этих самых 400 метров. Дело в том, что от Джурджулешт, стоящих в месте впадения пограничной реки Прут в Дунай, до впадения последнего в Черное море 72 мили (примерно 120 км), и здесь сходятся границы Молдавии, Румынии и Украины. Именно Украина в 1998 г. "выделила" здесь Молдавии 400-метровый участок на Дунае, обеспечив ей выход к Черному морю.
Когда заключенный договор сделал Молдавию "морской державой", к Джурджулештам сразу был проявлен интерес со стороны ряда стран Средиземноморско-Черноморского региона. Сначала две греческие фирмы в компании с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) подрядились сооружать здесь нефтяной терминал. Но работы по различным причинам неоднократно приостанавливались, и в начале прошлого года, признав строительство (на которое ушло 19 млн. долл.) бесперспективным, ЕБРР решил продать Джурджулештский проект. И тут интерес к нему проявили россияне, предложившие строить грузопассажирский порт.
Как пояснили корреспонденту "НГ" в посольстве РФ в Кишиневе, для российской стороны участие в этом проекте обеспечило бы возможность более дешевой водной доставки грузов в Молдавию и другие страны данного направления - в обход "транзитной суши" Украины, которую иначе не объехать. Плюс - выход на судоходство по Дунаю. Об этом же во время своей поездки в Кишинев говорил и замминистра транспорта РФ Чингиз Измайлов.
Вскоре Минтрансом был назван и стратегический инвестор - ЗАО "С", являющееся одним из основных акционеров Азовского порта. Будущие хозяева четырехсот дунайских метров в настоящий момент совместно с молдавским правительством и прорабатывают параметры будущей сделки.
Между тем владельцы ОАО "Терминал" стараются всячески отвадить "непрошеных" конкурентов. В ход пускаются утверждения о том, что Кишинев заключил договор с сомнительной фирмой, руководитель которой ранее был обвинен российскими правоохранительными органами в совершении мошенничества в крупных размерах. План у руководства ЗАО "С" якобы такой: в сговоре с местными высокопоставленными чиновниками сначала купить проект за 12 млн. долл. (при этом оставшиеся 7 млн. будут в качестве внешнего долга "повешены" на молдавских налогоплательщиков), а потом перепродать его по гораздо более высокой цене. Покупатели же найдутся. Вследствие чего и Москва, и Кишинев в плане реализации своих высоких стратегических целей останутся "с носом". Любопытно, что при этом теми же обличителями вовсю лоббируются интересы "мальтийских рыцарей", которые хотели бы договориться о здешнем сотрудничестве с солидной крупной российской компанией и исключительно на легитимной основе.
Однако, как удалось узнать "НГ" у Чрезвычайного и Полномочного Посла Мальтийского суверенного военного ордена в Молдавии (его офис находится в Москве) г-на Петера Канизиуса фон Канизиуса, он, посол, уже несколько раз предупреждал молдавскую власть, чтобы она опасалась расплодившихся в последнее время (не только в Молдавии, но и в других странах СНГ) аферистов-самозванцев ордена, которые сами себя уполномочили вести переговоры об экономических проектах, предлагать кредиты и инвестиции, выдавать паспорта и даже устанавливать или развивать дипломатические отношения. "Мальтийский суверенный орден никаких коммерческих дел в других странах не ведет", - заметил при этом посол. Источники "НГ" в Молдавском МИДе информацию посла подтвердили, добавив, что его предупреждения в определенной степени касались и конфликта на Дунае. Сам же господин Канизиус утверждает, что он о Джурджулештском проекте "в первый раз слышит".
Суть же ситуации от этого, в общем, не меняется. Если перспективная для Молдавии и России Джурджулештская сделка действительно осуществляется неправомерными (или не вполне правомерными) приемами и средствами, как утверждают хотя бы те же представители "Терминала", то она в итоге может просто не состояться. И на действительно стратегически важном для России 400-метровом "молдавском выходе" из Дуная в Черное море станут хозяйничать третьи силы.
Кишинев