Гости не влияют на размеренный ритм жизни авиабазы НАТО в Киргизии.
Фо о Виктории Панфиловой
Когда пассажирский самолет из Москвы приземляется в киргизском аэропорту "Манас", каждый пассажир уже из иллюминатора видит на взлетной полосе военные самолеты НАТО. Истребители FA-16, огромные "Геркулесы" С-130 и еще более внушительные заправщики КС-135 совершенно естественно смотрятся в этом некогда сугубо гражданском аэропорту. Сразу появляется навязчивое желание подойти к ним поближе.
На самом деле для того, чтобы это сделать, нужно только позвонить руководителю по связям с общественностью капитану американских ВВС Аллену Херритиджу и оставить свою заявку. Ответ будет незамедлительным и, что главное, положительным. После чего можно в течение двух с половиной часов гулять по базе "Ганси", правда, в сопровождении все того же капитана. Как мне показалось, Херритиджу приятно, когда у гостя много вопросов. Как только я замолкала, он с тревогой в глазах спрашивал, все ли мне понятно.
Мое молчание объяснялось отнюдь не равнодушием: все-таки я впервые в жизни оказалась на территории американской военной базы. Если честно, на территории авиабазы вообще. Тем более что на базу ОДКБ "Кант", расположенную в 30 км от "Ганси", пока никого не пускают. Говорят, что поскольку не было официального открытия (оно запланировано на октябрь), то и показывать нечего. Сейчас в Канте стоят прилетевшие сюда еще в прошлом году два российских штурмовика Су-25 и автомобили аэродромно-технического обеспечения. А в ближайшем будущем здесь разместятся 12 штурмовиков Су-25 и многоцелевых истребителей Су-27, два транспортных самолета, несколько вертолетов и 700 военных специалистов.
Впрочем, российская база в Киргизии, по мнению специалистов, является объектом скорее символическим и в военном плане пока не может сравниться с американской базой. Однако ее близкое расположение к американской "Ганси" говорит само за себя. Отсюда российские специалисты смогут осуществлять мониторинг деятельности войск США и союзников, а также требовать, чтобы планы и графики их полетов "в интересах безопасности" согласовывались с российской стороной.
База НАТО в Киргизии была создана в декабре 2001 г. для поддержания контртеррористической операции в Афганистане. Сегодня, говорит капитан Херритидж, когда война в Афганистане еще очень далека от завершения, "наше присутствие здесь необходимо". Авиация обеспечивает поддержку наземных войск США. Поэтому длительность пребывания базы в Киргизии зависит от ситуации в Афганистане.
Я пересекаю КПП базы "Ганси". Улыбчивый американский солдат просит сдать все колюще-режущие предметы и мобильный телефон - вместо них дают номерной бейджик (его лучше прицепить на видное место). После короткого инструктажа и просмотра документов проход на территорию базы открыт.
Авиабаза названа в честь нью-йоркского пожарного Питера Ганси, погибшего 11 сентября 2001 г. Недавно весь мир отметил двухлетие трагических событий, и капитан Аллен Херритидж говорит: "Все военнослужащие об этом помнят, единственное их желание - победить терроризм, а значит, участвовать в этой операции".
Авиабаза делится на две части - рабочую (в самом аэропорту, на взлетно-посадочной полосе, летном поле и на рулежной дорожке) и жилую, расположенную через дорогу от здания аэропорта (палаточный городок со всей инфраструктурой). Первое, что попадается на пути, - пожарная часть, госпиталь, душевые и склады. 215 палаток оборудованы кондиционерами, в каждой живет в среднем по 10 человек. Около многих палаток установлены таблички с надписью "Day Sleeper" - в них днем спит человек после ночной работы.
База не замирает ни на секунду - "гудит" разнообразными двигателями все 24 часа. Солдаты несут службу посменно. Общих выходных нет, поэтому каждый использует свободное время на свое усмотрение: кто-то смотрит в кинозале фильмы, а кто-то занимается спортом. Капитан не без удовольствия пригласил меня зайти в спортзал - видимо, это гордость базы. Там на беговых дорожках разминались морпехи, среди которых была и девушка с внушительной мускулатурой. Женщин-военнослужащих на базе много, и в американской армии нет разделения на "мужские" и "женские" специальности.
Заботятся здесь не только о теле, но и о душе. В одной из палаток размещена церковь. Поскольку на базе служат представители разных стран и религий, то пастор и капеллан здесь присутствуют всегда, а вот к солдатам из Южной Кореи священник приезжает раз в неделю.
Пастор Андерсен по совместительству еще и руководит гуманитарным комитетом, созданным при церкви, который оказывает помощь местному населению. Очень важно, говорит пастор, что средства на гуманитарные акции поступают из личных пожертвований военнослужащих. У комитета нет официального финансирования. Например, в начале сентября трех киргизских детей, больных лейкемией, отправили на лечение в Италию за счет итальянских военнослужащих.
Солдаты могут потратить деньги и на собственные нужды. На базе есть магазин с привозными американскими товарами. Завозят все, даже воду, несмотря на то что в Киргизии недостатка в ней нет. Здесь открыт и так называемый художественный салон народных промыслов, где товары намного лучше, чем в городе. Работают в магазине местные ребята и девушки. На базе вообще немало местных жителей. Это в первую очередь переводчики, водители, рабочие, задействованные на реконструкции взлетно-посадочной полосы.
Солдаты передвигаются по территории базы на велосипедах, которые выглядят весьма необычно на фоне военных внедорожников "Хаммер". При виде такой машины и сидящих в ней по всей строгости военного времени солдат с винтовками М-16 сразу вспоминаешь, что где-то рядом война. Но на базе тихо и спокойно, хотя здесь каждый занят своим делом, даже если он просто загорает под киргизским солнцем.
Загорать можно не только на территории базы. Военнослужащих, правда, не всех, вывозят отдыхать на Иссык-Куль и в горы. Раз в неделю дают увольнительную в город. В бишкекских казино натовцам всегда рады. Да и многие местные девушки не прочь познакомиться с заграничными парнями. Кстати, солдаты французского батальона увезли на родину в качестве жен около двух десятков киргизок. Капитан Аллен, смущаясь, рассказал, что солдаты часто обмениваются впечатлениями о красоте местных девушек, и наверняка свадьбы еще предстоят.
Осмотрев жилую часть базы, мы на микроавтобусе поехали в аэропорт. Здесь, как ни странно, также все можно фотографировать. Запрещено снимать только КПП. Аэропорт способен принимать военно-транспортные самолеты и стратегические бомбардировщики. В данное время на базе находятся более 1600 военнослужащих и около 30 самолетов. Большинство солдат и самолетов - американские. Однако с декабря 2001 года здесь поочередно перебывали солдаты и самолеты членов НАТО - Норвегии, Дании, Нидерландов, Франции, Испании и Италии, а также Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи.
Капитан Аллен Херритидж любезно подводил к каждому стоящему на поле самолету и долго объяснял его назначение и характеристики. Особенно поражают заправщики - махина с легкостью ласточки может зависать в воздухе и при этом заправлять другой самолет.
На самолет С-130 "Геркулес" возложена самая тяжелая работа: он выполняет тактическую часть авиаперевозок. Этот самолет способен взлетать с неприспособленных взлетных полос и является основным транспортом для переброски войск и оружия в Афганистан. "Геркулес" вмещает груз от обычных ящиков до огромных вертолетов и шестиколесных бронированных вездеходов.
Судя по всему, базе "Ганси" предначертана долгая жизнь - этому способствует обстановка в регионе. Поэтому киргизское руководство приняло решение о продлении договора аренды. В соответствии с документом срок нахождения базы продлен еще на 3 года, предусмотрена также дальнейшая пролонгация аренды. При этом площадь под базу была увеличена с первоначальных 12 до 300 га. США, в свою очередь, выделили 37 млн. долл. на продолжение строительства и эксплуатацию базы. В нынешнем году планируется ввести в строй систему водопровода и канализации, а на следующий год запланирована замена палаток на мобильные домики.
Для Киргизии база "Ганси" - это дополнительный источник ощутимых доходов. Помимо ренты союзники выплачивают по 7 тыс. долл. за взлет и посадку каждого самолета. Кроме того, экономическая помощь США, оказанная республике, составила примерно 500 млн. долл. Начиная с 2001 г. МВФ выделяет Киргизии 93 млн. долл. на поддержку правительственной программы развития с 2001 по 2004 г. В прошлом году в республике началась реализация грантовых проектов Министерства международного развития Великобритании объемом в 20 млн. долларов. Постоянно растут объемы военно-технической помощи Киргизии, предоставляемой зарубежными партнерами, в первую очередь, США. Только в рамках программы "Партнерство ради мира" в Киргизии реализуется около 100 различных проектов.
Выходя с базы, я подумала, что теперь-то уж ничто не угрожает маленькой Киргизии. Сегодня вряд ли кому-нибудь придет в голову вторгаться на территорию республики.
Бишкек-Москва