Второго сентября президент Путин дал старт новому электоральному циклу, результаты которого предопределят формат закрытия революционной эпохи в России и окажут решающее влияние на конфигурацию постсоветского пространства, в котором Россия, несомненно, все еще остается главным игроком. Разумеется, эти выборы не приведут к изменению государственного устройства в нашей стране, однако после них сложится новый политический режим и новая модель общества. От того, какие цели поставит обновленная власть и насколько эти цели легитимизирует общество, зависит будущее России, ее место в мире, и в частности ее роль в СНГ.
Впрочем, на постсоветском пространстве возможности России ослабевают день ото дня, и это зависит не только от пассивности или неумелости Москвы, но и от действий остальных двенадцати игроков - одиннадцати стран СНГ и Соединенных Штатов, которые присутствуют в любых раскладах и учитываются при принятии всех важных решений. Нынешний политический год продолжит эту тенденцию. Еще до того, как состоятся выборы в Государственную Думу, будут избраны новый президент Азербайджана и новый парламент Грузии.
Исход выборов в Азербайджане, несмотря на внешне драматический рисунок, скорее всего предопределен. Гейдар Алиев, даже если сегодня он только политическая тень, полностью контролирует ситуацию, а его сын уверенно осваивает рычаги власти. Вполне советская система, соответствующая национальной традиции, замечательно ужилась с демократическими декорациями и вместо того, чтобы отправлять диссидентов на Соловки, оставила им маргиналии политики. Список оппонентов отца и сына таков, что исход выборов может определиться уже в первом туре. Интересен только рисунок выборов. Снимет ли свою кандидатуру Алиев-старший в пользу Алиева-младшего, чтобы того надежно избрали под отцовским присмотром, или предпочтет не рисковать и, снова став президентом, сойдет со сцены, давая время сыну укрепиться на вершине власти. Впрочем, последний сценарий маловероятен - судя по состоянию здоровья Гейдара Алиевича и по той рекламной кампании, которую устроили Ильхаму Гейдаровичу посланцы Америки, Вашингтон кровно заинтересован в преемственности власти - и в силу того, что такая преемственность закрепит доминирование Соединенных Штатов, и потому, что она способна предотвратить дестабилизацию, характерную для Востока при смене властелина. А в стабильности уже заинтересована и Россия, и, как бы ни неприятно было Москве наблюдать усиление американского влияния, она не сможет уклониться от символической поддержки Ильхама Алиева хотя бы для того, чтобы при предсказуемом результате не создавать для будущего президента резкого контраста полной американской поддержке. Инерция лучше нестабильности, но эта инерция оттесняет Россию на второй план в важнейшем нефтяном регионе и делает для Азербайджана малопривлекательным проект СНГ.
Выборы в Грузии явно менее предсказуемы и окутаны ароматом интриги. Ослабление президентской власти и укрепление власти парламента так же естественно для Грузии, как для Азербайджана характерно обратное.
И этот процесс вполне осязаем сегодня. Но фрагментированный грузинский парламент - очень плохой инструмент для управления страной, в которой законы почитаются меньше обычаев, а обычаи мало подходят для строительства государственности. Добавим к этому десятки, если не сотни тысяч беженцев, разрушенную экономику и повсеместную нищету. Грузия нуждается в сильном волевом лидере, пользующемся народным доверием. Но такого лидера в Грузии нет. Шеварднадзе изо всех сил пытается сохранить остатки былого величия, но его власть расползается по швам. Вряд ли этому амбициозному лидеру захочется увидеть на склоне лет новую распрю в грузинском обществе, да и его собственная безопасность гарантирована отнюдь не при всех сценариях.
Именно поэтому борьба за парламентские места предстоит отчаянная. Шеварднадзе попытается повторить успех Союза граждан Грузии и получить контрольный пакет голосов. Очевидно, что это ему вряд ли удастся. Похоже, ему придется искать поддержку усиливающихся левых, поскольку правые (молодые политики, выращенные самим Шеварднадзе) представляют собой самую непримиримую оппозицию. Многие из них видят себя в президентском кресле, а Нино Бурджанадзе, нынешний спикер парламента, имеющая репутацию довольно взвешенного политика, рассматривается экспертами как один из фаворитов будущих президентских выборов. Поэтому для нее также чрезвычайно важна внушительная победа на предстоящих парламентских выборах.
Вряд ли хоть один российский эксперт возьмется уверенно предсказать исход этих выборов - в России давно уже никто не ведет глубокого мониторинга политического развития соседних стран. Ясно одно: каким бы ни был расклад сил в новом грузинском парламенте, антироссийские настроения будут в нем так же сильны, как и ныне, а влияние Запада, прежде всего Америки, будет нарастать. К счастью, сегодня США не желают заметного ослабления России в этом регионе, из-за стремления к сохранению стабильности. Поэтому даже самый драматический исход парламентских выборов в Грузии вряд ли способен нарушить инерционный сценарий российско-грузинских отношений.
Конечно, самым важным событием предстоящего политического года станут в России выборы сначала парламента, а затем президента. Сложность и значение их настолько велики, что нелепо было бы их подробно анализировать в данной статье. Но, поскольку Россия задает некие рамки развитию всего постсоветского пространства, совсем оставить без внимания эту тему невозможно.
При том политическом раскладе в Госдуме, который принципиально не меняется уже десять лет, российский парламент не может стать источником разумных инициатив по интеграции постсоветского пространства. Коммунисты по-прежнему будут руководствоваться утопией возврата СССР, безумность которой не мешает ей быть привлекательной для электората. Правые по-прежнему будут игнорировать постсоветские территории, заботясь лишь о встраивании России в американскую версию глобализации. Вероятность появления серьезной политической силы в Госдуме, способной представлять реалистическую политику для СНГ, сегодня крайне невелика. Таким образом, будущее Содружества более всего зависит от того, какую команду сформирует президент Путин, который, несомненно, победит на практически безальтернативных президентских выборах 2004 года.
Решающее значение для перспектив СНГ могут сыграть также президентские выборы на Украине. Сегодня эта страна в напряжении следит за ходом подготовки конституционной реформы, которая должна принципиально изменить соотношение власти президента и парламента. Пока не ясно, состоятся ли президентские выборы уже в будущем политическом году. Если же они состоятся и президент будет избран всенародно, то самым вероятным победителем сегодня представляется Виктор Ющенко, которого многие воспринимают как противника тесного сближения Украины и России. С другой стороны, экономические реалии и общественные настроения не дадут кому бы то ни было резко изменить курс на сотрудничество с Россией, поэтому и здесь, как в случае с Грузией и Азербайджаном, просматривается инерционный сценарий. Сценарий малоутешительный. Поэтому на Украине развернется острая борьба за выдвижение альтернативного кандидата, который мог бы консолидировать ненационалистическое большинство общества. Но пока такая кандидатура не просматривается. При этом чрезвычайно вероятен вариант конституционной реформы, когда президента будет избирать парламент, как это делается в Молдавии, Латвии или Эстонии. Такой президент лишится большей части своих полномочий, а внешнюю политику будет формировать Верховная Рада. Учитывая пророссийские настроения большинства избирателей, можно рассчитывать, что в этом случае российско-украинское сближение продолжится, но и тогда оно вряд ли заметно будет отличаться от современного состояния.
Следующий политический год, серия выборов-2005, резко контрастирует с предыдущим. Парламентские выборы в нестабильных Киргизии, Молдавии и Таджикистане могут принести массу неожиданностей. Непростыми могут оказаться и выборы в Азербайджане, где у оппозиции будет шанс завоевать более сильные позиции при новом президенте. Очень тревожными будут и выборы президента в Киргизии, они могут сильно повлиять на стабильность региона в целом.
Говорить о последствиях более отдаленных выборов на судьбу интеграционных процессов в СНГ было бы легкомысленно, поскольку даже перечисленные события вносят чрезвычайно много неопределенности.
Сроки проведения выборов в странах СНГ
Страна |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Азербайджан | 15 октября-президент | ═ | парламент | ═ | ═ | ═ |
Армения | ═ | ═ | ═ | ═ | парламент | президент |
Белоруссия | ═ | парламент | ═ | президент | ═ | ═ |
Грузия | 2 ноября-парламент | ═ | президент | ═ | ═ | ═ |
Казахстан | ═ | парламент | ═ | президент | ═ | ═ |
Киргизия | ═ | ═ | президент и парламент | ═ | ═ | ═ |
Молдавия | ═ | ═ | президент и парламент | ═ | ═ | ═ |
Россия | 7 декабря-парламент | президент | ═ | ═ | ═ | ═ |
Таджикистан | ═ | ═ | парламент | президент | ═ | ═ |
Туркмения | ═ | парламент | ═ | президент | ═ | ═ |
Узбекистан | ═ | парламент | ═ | ═ | президент | ═ |
Украина | ═ | президент | ═ | парламент | ═ | ═ |
Примечание: Сроки проведения парламентских и президентских выборов в Туркмении являются ориентировочными. Выборы в этой стране назначаются распоряжением президента Ниязова, которому с 1999 года решением Народного совета Туркмении были предоставлены бессрочные полномочия главы государства. Однако в конце лета глава Туркменского государства заявил, что ⌠в 2006-м, возможно, в 2007 году мы объявим о президентских выборах■.