'Челночники' являют собой наиболее развитую и успешную форму экономического взаимодействия россиян и китайцев.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
23 сентября в Пекин с официальным визитом отправляется председатель правительства России Михаил Касьянов. Встречи на уровне премьеров происходят ежегодно, на них рассматривается весь комплекс экономического сотрудничества между двумя странами.
В политической области Россия и Китай сегодня переживают период ренессанса "великой дружбы" 1950-х годов. Но дружба дружбой, а экономика врозь. Нельзя отрицать, что уровень товарооборота между нашими странами постепенно растет. За семь месяцев этого года он составил 8,12 млрд. долл., увеличившись на 22% по сравнению с тем же периодом 2002 г. В то же время наметилась неблагоприятная для России тенденция: хотя китайский торговый дефицит и сохранился (соотношение экспорта России и КНР в этом году - 5,5 против 2,5 млрд. долл.), прирост китайского экспорта идет опережающими темпами по сравнению с российским (54% против 12% за семь месяцев 2003 г.).
Кроме того, нынешние темпы прироста весьма невысоки, и до цели, намеченной еще в годы президентства Бориса Ельцина (20 млрд. долл. к 2000 г.), очень далеко. Доля КНР во внешнеторговом обороте России составляет 5%, а удельный вес нашей страны во внешней торговле Китая и того меньше - 2%. Объем американо-китайской торговли на порядок выше (в 2002 г. - около 150 млрд. долл.).
Во время майской встречи в Москве и Санкт-Петербурге президент Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао поставили задачу добиться прорыва в сотрудничестве и нового существенного увеличения товарооборота. Однако удастся ли осуществить эти планы или они, как и ельцинские 20 млрд., останутся на бумаге, не ясно.
России предстоит добиваться улучшения товарной структуры двусторонней торговли в первую очередь за счет повышения в ней доли машин и оборудования, другой продукции с высокой степенью переработки. Существуют возможности увеличения поставок в КНР российского горно-шахтного и энергетического оборудования, причем как для новых, так и для модернизации и расширения ранее построенных с российским участием объектов. Возможно получение контракта на строительство 2-й очереди Тяньваньской АЭС и новых АЭС на территории Китая. Напечаются перспективы и в области гражданской авиатехники. Однако пока это лишь планы.
Положение в сфере взаимных инвестиций еще более плачевно. К началу 2003 года общее количество санкционированных Министерством коммерции КНР предприятий с участием китайского капитала в России составило 482 с суммарным объемом двухсторонних инвестиций всего лишь 325 млн. долларов США, из которых китайские инвестиции - 207 млн. долл. А общее количество зарегистрированных на территории Китая предприятий с участием российского капитала составило 1413. Общий объем накопленных российских инвестиций в Китае достиг 303 млн. долл. К тому же сроку общая сумма контрактных инвестиций США в Китае составила 78 млрд., а Китая в США - 1 млрд. долл.
Китайские инвесторы в России сталкиваются с огромными проблемами - бюрократией, коррупцией, произволом правоохранительных органов. Кроме того, большинство российских чиновников традиционно ориентировано на Запад, просто не понимая, что многие компании из КНР сегодня ничуть не уступают западным по величине и возможностям, и поэтому относятся к китайским партнерам свысока.
Очень часто китайцам трудно понять истоки нашей внутренней неразберихи. Например, большое недоумение в Пекине вызывает ситуация со строительством нефтепровода из Сибири в Китай, договоренность о разработке ТЭО на который была достигнута еще два года назад во время визита в Россию председателя КНР Цзян Цзэминя, а конкретное соглашение подписано премьерами двух стран два месяца спустя.
Нефтепровод протяженностью 2400 км и стоимостью 1,7 млрд. долларов должен связать Ангарск в Иркутской области и Дацин на северо-востоке Китая. Он призван обеспечить поставку 20 млн. тонн российской нефти в год начиная с 2005 года и 30 млн. тонн нефти в год начиная с 2010 года. Однако в 2002 году у нас заговорили о возможности строительства нефтепровода "Россия-Япония". Девять дней назад премьер Касьянов подтвердил решение российского правительства строить нефтепровод в Находку с ответвлением на Дацин, но отметил, что все еще не известно, как конкретно пойдет ответвление. В связи с этим в Пекине существуют большие сомнения, хватит ли у России нефти для подобного двойного решения. Впрочем, и экологическая экспертиза забраковала этот проект.
Естественно, решая вопросы торгово-экономического сотрудничества с соседней страной, Россия должна исходить из собственных интересов. Но делать это нужно без зигзагов и без отмены уже заключенных соглашений. Отказ от нефтяного проекта, о котором с большой помпой было объявлено в обеих столицах, будет воспринят в Китае с глубоким непониманием, а действия России по практическим вопросам внешнеэкономического сотрудничества - как не вполне серьезные. На всякий случай Китай уже начал подбирать иных экспортеров нефти, поглядывая, например, на Казахстан и Судан.
Другой неудачный пример из недавней истории наших контактов - приватизация государственной нефтяной компании "Славнефть", от которой в последний момент беззастенчивым и унизительным для партнеров образом была отстранена Китайская национальная нефтяная компания. Никто после этого впрямую Москве обиды не высказал, но ее последствия уже налицо. Совсем не случайно "Газпрому" недавно было отказано в участии в проекте "Запад-Восток" (строительство газопровода из западных районов Китая в восточном направлении), а компания "Объединенные машиностроительные заводы" неожиданно проиграла тендер на поставку шагающих экскаваторов. Тянут китайцы и с намеченной на этот год закупкой гражданских самолетов ТУ-204, контракт на поставку которых был заключен одновременно с договоренностью о строительстве нефтепровода.
Правда, надо отметить, что и действия китайской стороны порой далеки от идеала. Так, ею были провалены два "пилотных" проекта, о которых также объявлялось на самом высоком уровне и на которые китайские власти выделили значительные средства: речь идет о строительстве в Москве торгового и бизнес-центров. К созданию бизнес-центра так и не приступили, хотя под него предполагалось приобрести здание гостиницы "Турист" и значительная сумма за это уже была уплачена. А за то, что в китайском торговом центре нет ничего китайского, его руководство раскритиковал во время визита в Москву премьер Чжу Жунцзи, однако никаких перемен не последовало. Здание же на Новом Арбате, предназначавшееся под деловой центр, сначала было пересдано, а недавно продано, причем по цене ниже рыночной. Так что и китайские чиновники порой думают не только о госинтересах, а бюджетные деньги и в Поднебесной имеют тенденцию к рассасыванию.
Пекин-Москва