0
2400
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.09.2003 00:00:00

Нефтепровод в никуда

Александр Лукин

Об авторе: Александр Владимирович Лукин - директор Независимого института политики и права.

Тэги: китай, сотрудничество, товарооборот, экономика


китай, сотрудничество, товарооборот, экономика 'Челночники' являют собой наиболее развитую и успешную форму экономического взаимодействия россиян и китайцев.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

23 сентября в Пекин с официальным визитом отправляется председатель правительства России Михаил Касьянов. Встречи на уровне премьеров происходят ежегодно, на них рассматривается весь комплекс экономического сотрудничества между двумя странами.

В политической области Россия и Китай сегодня переживают период ренессанса "великой дружбы" 1950-х годов. Но дружба дружбой, а экономика врозь. Нельзя отрицать, что уровень товарооборота между нашими странами постепенно растет. За семь месяцев этого года он составил 8,12 млрд. долл., увеличившись на 22% по сравнению с тем же периодом 2002 г. В то же время наметилась неблагоприятная для России тенденция: хотя китайский торговый дефицит и сохранился (соотношение экспорта России и КНР в этом году - 5,5 против 2,5 млрд. долл.), прирост китайского экспорта идет опережающими темпами по сравнению с российским (54% против 12% за семь месяцев 2003 г.).

Кроме того, нынешние темпы прироста весьма невысоки, и до цели, намеченной еще в годы президентства Бориса Ельцина (20 млрд. долл. к 2000 г.), очень далеко. Доля КНР во внешнеторговом обороте России составляет 5%, а удельный вес нашей страны во внешней торговле Китая и того меньше - 2%. Объем американо-китайской торговли на порядок выше (в 2002 г. - около 150 млрд. долл.).

Во время майской встречи в Москве и Санкт-Петербурге президент Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао поставили задачу добиться прорыва в сотрудничестве и нового существенного увеличения товарооборота. Однако удастся ли осуществить эти планы или они, как и ельцинские 20 млрд., останутся на бумаге, не ясно.

России предстоит добиваться улучшения товарной структуры двусторонней торговли в первую очередь за счет повышения в ней доли машин и оборудования, другой продукции с высокой степенью переработки. Существуют возможности увеличения поставок в КНР российского горно-шахтного и энергетического оборудования, причем как для новых, так и для модернизации и расширения ранее построенных с российским участием объектов. Возможно получение контракта на строительство 2-й очереди Тяньваньской АЭС и новых АЭС на территории Китая. Напечаются перспективы и в области гражданской авиатехники. Однако пока это лишь планы.

Положение в сфере взаимных инвестиций еще более плачевно. К началу 2003 года общее количество санкционированных Министерством коммерции КНР предприятий с участием китайского капитала в России составило 482 с суммарным объемом двухсторонних инвестиций всего лишь 325 млн. долларов США, из которых китайские инвестиции - 207 млн. долл. А общее количество зарегистрированных на территории Китая предприятий с участием российского капитала составило 1413. Общий объем накопленных российских инвестиций в Китае достиг 303 млн. долл. К тому же сроку общая сумма контрактных инвестиций США в Китае составила 78 млрд., а Китая в США - 1 млрд. долл.

Китайские инвесторы в России сталкиваются с огромными проблемами - бюрократией, коррупцией, произволом правоохранительных органов. Кроме того, большинство российских чиновников традиционно ориентировано на Запад, просто не понимая, что многие компании из КНР сегодня ничуть не уступают западным по величине и возможностям, и поэтому относятся к китайским партнерам свысока.

Очень часто китайцам трудно понять истоки нашей внутренней неразберихи. Например, большое недоумение в Пекине вызывает ситуация со строительством нефтепровода из Сибири в Китай, договоренность о разработке ТЭО на который была достигнута еще два года назад во время визита в Россию председателя КНР Цзян Цзэминя, а конкретное соглашение подписано премьерами двух стран два месяца спустя.

Нефтепровод протяженностью 2400 км и стоимостью 1,7 млрд. долларов должен связать Ангарск в Иркутской области и Дацин на северо-востоке Китая. Он призван обеспечить поставку 20 млн. тонн российской нефти в год начиная с 2005 года и 30 млн. тонн нефти в год начиная с 2010 года. Однако в 2002 году у нас заговорили о возможности строительства нефтепровода "Россия-Япония". Девять дней назад премьер Касьянов подтвердил решение российского правительства строить нефтепровод в Находку с ответвлением на Дацин, но отметил, что все еще не известно, как конкретно пойдет ответвление. В связи с этим в Пекине существуют большие сомнения, хватит ли у России нефти для подобного двойного решения. Впрочем, и экологическая экспертиза забраковала этот проект.

Естественно, решая вопросы торгово-экономического сотрудничества с соседней страной, Россия должна исходить из собственных интересов. Но делать это нужно без зигзагов и без отмены уже заключенных соглашений. Отказ от нефтяного проекта, о котором с большой помпой было объявлено в обеих столицах, будет воспринят в Китае с глубоким непониманием, а действия России по практическим вопросам внешнеэкономического сотрудничества - как не вполне серьезные. На всякий случай Китай уже начал подбирать иных экспортеров нефти, поглядывая, например, на Казахстан и Судан.

Другой неудачный пример из недавней истории наших контактов - приватизация государственной нефтяной компании "Славнефть", от которой в последний момент беззастенчивым и унизительным для партнеров образом была отстранена Китайская национальная нефтяная компания. Никто после этого впрямую Москве обиды не высказал, но ее последствия уже налицо. Совсем не случайно "Газпрому" недавно было отказано в участии в проекте "Запад-Восток" (строительство газопровода из западных районов Китая в восточном направлении), а компания "Объединенные машиностроительные заводы" неожиданно проиграла тендер на поставку шагающих экскаваторов. Тянут китайцы и с намеченной на этот год закупкой гражданских самолетов ТУ-204, контракт на поставку которых был заключен одновременно с договоренностью о строительстве нефтепровода.

Правда, надо отметить, что и действия китайской стороны порой далеки от идеала. Так, ею были провалены два "пилотных" проекта, о которых также объявлялось на самом высоком уровне и на которые китайские власти выделили значительные средства: речь идет о строительстве в Москве торгового и бизнес-центров. К созданию бизнес-центра так и не приступили, хотя под него предполагалось приобрести здание гостиницы "Турист" и значительная сумма за это уже была уплачена. А за то, что в китайском торговом центре нет ничего китайского, его руководство раскритиковал во время визита в Москву премьер Чжу Жунцзи, однако никаких перемен не последовало. Здание же на Новом Арбате, предназначавшееся под деловой центр, сначала было пересдано, а недавно продано, причем по цене ниже рыночной. Так что и китайские чиновники порой думают не только о госинтересах, а бюджетные деньги и в Поднебесной имеют тенденцию к рассасыванию.

Пекин-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
631
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
757
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
709
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
711

Другие новости