Одним из важнейших пунктов повестки дня предстоящего саммита Россия-ЕС должен стать вопрос о создании Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Даже самые политически привлекательные идеи остаются пустыми декларациями, если под ними нет материальной основы. Поэтому в отношениях с европейскими странами особенно важен четкий прагматизм, хорошо сформулированный еще в 1970-е годы поборником сотрудничества между Востоком и Западом Отто Вольфом фон Амеронгеном: "Успех сотрудничества зависит не от политических решений, а от выгодности участия в нем для каждой фирмы". Выгоды, получаемые предпринимателями, должны трансформироваться в рост благосостояния, ощущаемый каждым человеком как в России, так и в европейских странах, что является основным мерилом успеха сотрудничества и на межгосударственном уровне.
Реальная основа для развития российско-европейского сотрудничества - исходя именно из этих критериев - имеется, но она все еще недостаточно прочная. Взаимозависимость нашей экономики и экономики ЕС существенно ниже таковой в рамках самого Евросоюза. Для создания действительно прочного базиса необходимы новые формы сотрудничества. Придумывать их не надо - они известны и широко используются в рамках ЕС. Но нужно избавляться от периферийного синдрома и стремиться уже сейчас к более эффективным и более амбициозным формам хозяйственной кооперации.
На долю ЕС приходится 37% российского товарооборота, а на долю всех странам Европы (без государств СНГ) - более его половины. Ни США, ни Китай в обозримом будущем даже не приблизятся к таким показателям. Правда, для самих европейцев мы партнер второстепенный и наша доля в торговле с ними не превышает 3-4%. Но даже самая позитивная динамика торговых связей не должна вводить в заблуждение. Всплески российского экспорта (в основном из-за повышения цен на нефть) и импорта из Европы подвержены внешним воздействиям и могут оказаться кратковременными.
Чтобы реализовалась более углубленная форма кооперации, в ней должны участвовать не единичные (крупные) компании, даже не сотни, а тысячи и десятки тысяч преимущественно малых и средних фирм. От европейских предпринимателей автор этих строк не раз слышал о заинтересованности в создании производств на российской территории. Но разного рода опасения - от чрезмерной коррупции до убогой инфраструктуры - все еще сдерживают порывы иностранных бизнесменов. Да и лоббировать их интересы у нас практически некому.
Хозяйственная кооперация может существенно облегчиться, если в рамках ОЕЭП будет создана зона свободной торговли. Да, опасения о возможном ущербе для российской экономики от ее создания не лишены оснований. Низкая конкурентоспособность нашей продукции может привести к почти полному завоеванию российского рынка европейскими производителями. Но и шансов на то, что, отказавшись от зон свободной торговли и отгородившись защитными пошлинами, мы обеспечим качественный подъем отечественного производства, рост производительности и более высокую конкурентоспособность, не так уж и много.
Основная линия в процессе создания ОЕЭП прослеживается достаточно четко: это конвергенция форм и методов государственного регулирования и законодательства, способствующая росту внешней торговли и инвестиций, развитию производственной кооперации и научно-техническому сотрудничества. Для институциональных реформ в российской экономике более тесная смычка с ЕС как нельзя кстати. Разумеется, быстро создать требуемые институты не удастся, да и эффект от них достигается не сразу. Однако создавать институты европейского типа (характерные не для ЕС, а для европейских стран!) все равно придется, и лучше начать этот процесс как можно раньше.
Но односторонних попыток развития новых форм сотрудничества с нашей стороны будет, конечно, недостаточно, мы вправе рассчитывать на ответные шаги европейцев, доказывая им взаимную заинтересованность в этом процессе. Если органы ЕС и стран - членов этой организации будут способствовать интеграции российского бизнеса в европейскую деловую среду, то нынешние амбициозные планы станут не только реальными, но и вполне рентабельными. При этом следует учитывать, что только создав - с учетом общих правил хозяйствования ЕС - единое экономическое (рыночное) и правовое пространство в собственной стране, мы можем уверенно говорить и о перспективах ОЕЭП.