В последние годы Украина все активнее влияет на военные, экономические и внешнеполитические решения стран СНГ. Эта тенденция ведет к уменьшению роли России в стратегически важных для нее регионах. Конечно, нельзя сказать, что Москва уходит со сцены Содружества. Скорее речь идет о том, что России объективно приходится делать определенные уступки Киеву. Тем более что сотрудничество с Украиной важно для России и в геополитическом, и в экономическом, и в оборонно-промышленном плане.
Об этом свидетельствуют, в частности, итоги июньского визита в Москву украинского премьер-министра Виктора Януковича. Глава правительства Украины уже в который раз поднял перед Михаилом Касьяновым вопрос о возобновлении работ, связанных с разработкой совместного военно-транспортного самолета Ан-70. Российский премьер пообещал начать испытания самолета в Крыму. Правда, почти одновременно им подписано постановление о переносе из Ташкента в Воронеж производства военно-транспортного самолета Ил-76 МФ, прямого конкурента Ан-70, за которого горой стоит российское руководство ВВС. Главком ВВС Владимир Михайлов высказывал немало критических слов в адрес Ан-70, отмечая, что производство военных самолетов должно быть организовано только на территории РФ.
На фоне активизировавшихся в последнее время политических связей между государствами такое отношение к высокотехнологичному авиапроекту выглядит несколько странно. Хотя общее полупровальное состояние российско-украинского сотрудничества в экономической сфере скрыть очень трудно. Скажем, товарооборот между двумя странами в 2002 году снизился на 30%. Россия по инвестициям в украинскую экономику занимает скромное пятое место (300 млн. долларов по состоянию на начало текущего года, или 6,7% от общего объема прямых иностранных инвестиций). А вся взаимная торговля между Киевом и Москвой в основном приходится на поставки горюче-смазочных материалов, леса, труб, проката, иными словами - сырья.
Казалось бы, между двумя государствами, в которых после развала СССР остались мощные оборонные предприятия, должно быть такое же мощное военно-техническое сотрудничество. Однако в этой сфере страны больше выступают как конкуренты, нежели как партнеры. Весовые категории, конечно, неравные - оружейный бизнес в РФ в 2002 году оценивается в 4,6 млрд. долл. США, на Украине - в 0,5 млрд. долл. Но Киев стремится уменьшить этот разрыв. Так, до недавнего времени на танковых мировых рынках между Украиной и Россией шла настоящая война за покупателя. Скажем, в 2001 году Киев поставил в Пакистан 320 танков Т-84УД на общую сумму 615 млн. долл. (да и то, по некоторым данным, 125-миллиметровые пушки были поставлены на пакистанские танки со снятых советских боевых машин Т-80). Такие цены мировые производители ВПК сочли демпинговыми. Так, контракт по поставкам в Индию 310 российских танков Т-90С стоит около 800 млн. долл.
Важным событием для Киева стало завершение ливийского контракта на поставку двух самолетов Ан-124 "Руслан", а также реализованный в 2002 году контракт на поставку четырех станций пассивной радиоэлектронной разведки "Кольчуга" Китаю. Стоит вспомнить и контракт на поставку авиадвигателей на сумму около 30 млн. долл., заключенный в текущем году запорожским ОАО "Мотор Сич" с одним из государств Юго-Восточной Азии. В конце ноября 2002 года им подписан контракт на поставку газовых турбин для китайских судов на воздушной подушке типа "Мурена".
Кроме того, Украина неплохо продвинулась на рынке Туркменистана, освоив газовые схемы взаиморасчетов. Дочернее предприятие "Укрспецэкспорта" - "Укроборонсервис" ныне вполне успешно выполняет ряд контрактов в интересах этой страны. Среди них - ремонт партии туркменских истребителей МиГ-29 и модернизация системы ПВО страны. Начались поставки в Туркменистан патрульных катеров, производимых феодосийской судостроительной компанией "Море". Туркменистан стал самым крупным после РФ партнером Украины в области военно-технического сотрудничества (ВТС) среди государств СНГ.
Среди обнадеживающих для украинского ВПК тенденций стоит отметить и освоение натовских стандартов. К проектам танка и высокоточного артиллерийского снаряда "Квитник" Луганский станкостроительный завод добавил патрон натовского стандарта "Люгер". Это предприятие уже поставило в 2002 году в Чешскую Республику пробную партию таких патронов. Заметим, что всю эту продукцию могла поставлять и Россия. Однако Украина ее опередила.
Энергозависимая Украина нуждается в приобретении дешевой нефти и газа. Поэтому не исключено, что углеводородный фактор станет одним из главных мотивов, побуждающих Киев взаимодействовать с государствами дальнего и ближнего зарубежья.
Несложный анализ показывает, что конкуренция между Москвой и Киевом будет усиливаться не только в экономической и военной сфере, но и в вопросах международных отношений. Например, в Абхазии, как известно, действуют только российские миротворцы под эгидой ОДКБ. На одной из своих встреч с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе Леонид Кучма высказался за интернационализацию решения грузино-абхазского конфликта, в котором, возможно, будут принимать участие украинские и азербайджанские войска. Конечно, Москве вряд ли это понравится, но помешать этому она, видимо, не сможет. Как и другим действиям нынешнего украинского руководства.
Киев стремится в НАТО. Он поддерживает строительство трубопроводов от Каспия через Азербайджан и Грузию и далее в Турцию. С участием Украины планируется организовать охрану трубопровода. В том числе планируется усилить украинское военное присутствие на другом, уже построенном маршруте транспортировки углеводородов из грузинского порта Супса в украинский Ильичевск и далее в Европу.
Москва отлучена от влияния на процессы, происходящие в Ираке, хотя здесь у нее большие экономические интересы. Казалось бы, эти интересы можно и нужно отстаивать. Тем более что Кремлем взят курс на формирование новой профессиональной армии, и в России в отличие от Украины де-факто уже сформированы дееспособные боевые подразделения контрактников, которые можно послать в Ирак. Но Кремль почему-то пока воздерживается от этого. Украина же направляет в район Багдада целую миротворческую бригаду (в придачу к инженерному батальону, который размещен сейчас в Кувейте).
По признанию секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины Евгения Марчука, приоритет в контрактах на обустройство разбитой войной инфраструктуры будет отдаваться именно странам, которые принимают участие в стабилизационных силах, находящихся в Ираке. Проигрыш Москвы здесь очевиден, и не исключено, что бывшие российские контракты после формирования новой администрации в Багдаде достанутся украинским фирмам. Таким образом, существует большая вероятность того, что противоречия между Украиной и Россией на постсоветском и мировом пространстве будут усиливаться. К чему это приведет - покажет время.