0
1357
Газета Дипкурьер Интернет-версия

23.06.2003 00:00:00

Варшава не хочет обособлять восток Европы

Тэги: польша, нато, ес, пастусяк


-Господин маршал, как в Польше восприняли тезис американского руководства о том, что ваша страна теперь является главным союзником США в континентальной Европе (островная Британия, видимо, в счет не идет)?

- Любопытно, что когда началась военная операция США в Ираке, большая часть населения Польши была против нее и против участия в ней наших военнослужащих, хотя их было отправлено к месту событий всего 200 человек. Но сразу по завершении войны большинство поляков уже воспринимали ее как положительное явление. Видимо, этому есть чисто психологическое объяснение: все хотят быть поближе к победителям.

Нынешние комплименты из Вашингтона на тему, что мы являемся главными союзниками США в континентальной Европе слышать приятно, но у поляков хватает чувства юмора для того, чтобы не обольщаться и не впадать по этому поводу в эйфорию. Если бы мы вдруг сами заговорили на эту тему всерьез, то это наверняка вызвало бы негативную реакцию у наших соседей. Тем более что внутренняя экономическая ситуация в Польше сейчас непростая, а именно она в длительной перспективе и определяет международную, в том числе европейскую, расстановку сил.

- В связи с позицией стран ЦВЕ, однозначно поддержавших акцию США в Ираке, заговорили о некоторой напряженности в их отношениях со "старой Европой", то есть Западной. Вы это ощущаете?

- Но ведь в отношении к иракскому кризису у западноевропейцев не было единой позиции. Лишь три страны - Германия, Франция и Бельгия - однозначно выступили против войны, остальные ее в основном поддержали. Единой позиции в ЕС по этому поводу нет до сих пор. И такой разлад, не скрою, вызывает обеспокоенность, даже означает определенный кризис в системе общей внешней и оборонной политики ЕС. Фактически один из опорных столпов ЕС, не выдержав тяжести проблем, серьезно пошатнулся, показав свою явную слабость.

- Состояние этого "столпа" имеет немалую роль для России, так как сказывается на развитии ее отношений с Евросоюзом. Почему, на ваш взгляд, они развиваются более трудно по сравнению с отношениями России с США?

- Я не думаю, что в странах ЕС преобладает некий негативный подход к сотрудничеству с Россией. Часть проблемы состоит в том, что ЕС - это неоднородный организм, и выработка единой позиции 15 стран по любой проблематике дается порой весьма непросто. Ирак оказался в этом отношении своего рода катализатором, ведь расхождения возникли не только в ООН или в СБ ООН, но также и в НАТО, в ЕС и в целом в трансатлантических отношениях.

Для того чтобы прийти к согласию с Брюсселем, вашим политикам необходимо учитывать наличие вот этих самых расхождений и трудностей в деятельности ЕС. Иное дело - отношения с США, имеющими схожую с российской президентскую систему управления: достаточно Владимиру Владимировичу позвонить Джорджу Джорджевичу, и они быстро обо всем договорятся. В этом, на мой взгляд, суть проблемы - она скорее структурная, не политическая.

Преимуществом, даже козырем России могут быть именно ее хорошие контакты с США. В ситуации, когда трансатлантические отношения дрейфуют, причем весьма бесконтрольным образом, Москва, так же, как и Варшава, могла бы способствовать их улучшению.

Позиция России в критический момент событий в Ираке, когда Москва, с одной стороны, поддержала Берлин и Париж, а с другой - постаралась не ухудшить свои отношения с Вашингтоном, на мой взгляд, повысила ранг значимости вашей страны в западном мире.

Но я все-таки думаю, что для России приоритетна политика, нацеленная на развитие отношений со странами Европы.

- Какие проблемы осложняют сейчас российско-польские отношения?

- Политические отношения у нас развиваются очень хорошо, особенно динамично в последние два года. Регулярно встречаются президенты наших стран, премьеры, отраслевые министры, хорошо складываются межпарламентские связи. Мой нынешний визит все это лишний раз подтвердил.

Хуже, прежде всего для польской стороны, обстоят дела в экономической сфере. Взаимный торговый обмен по-прежнему заметно не дотягивает до уровня кризисного 1998 года, он ниже на 40%. Да и при общем объеме торговли в 6 миллиардов долларов польский дефицит составляет 3 миллиардов долларов.

Надеюсь, что вступление Польши в состав ЕС, которое намечено на 1 мая 2004 года, значительно активизирует наши связи. Во-первых, потому что снизятся таможенные сборы на те промтовары, которые Россия экспортирует в Польшу, во-вторых, вашим предприятиям достаточно будет получить один сертификат, а не два, как сейчас - польский и ЕС, в-третьих - поставляя товары в Польшу, ваши предприниматели одновременно будут экспортировать их как бы для всего рынка ЕС размером в 450 миллионов потребителей.

- Как отразится на наших двусторонних связях предстоящее введение виз вашей страной?

- Мы стараемся сделать все для того, чтобы они не стали помехой для общения людей и торговых контактов. На днях по просьбе Москвы мы отложили момент введения виз с 1 июля на 1 октября этого года, чтобы дать российской стороне возможность лучше подготовиться. Причем мы предлагаем максимально дешевые и доступные визы, многократные и долгосрочные, чтобы избежать любых задержек на границе.

Польша все сделает для того, чтобы на востоке Европы не возник новый занавес, разделяющий ее с западной частью континента, как бы его ни называли - голубым (по цвету ЕС) или шелковым.

- У Польши есть ряд претензий к новой Конституции Европы, подготовленной Конвентом под руководством Валери Жискар д"Эстена. В чем они заключаются?

- Конвент предложил, в частности, изменить расклад голосов в Совете Европы. При нынешнем Германия и Франция имеют здесь по 29 голосов, а Польша и Испания - по 27. Новый критерий значительно увеличил бы эту разницу.

Вторая проблема касается обращения к Богу в преамбуле Конституции. Часть польской общественности выступала за то, чтобы сохранить его в тексте преамбулы. Но далеко не все страны поддерживают это предложение. Недавно у меня в гостях был коллега из Испании, спикер сената, консерватор по партийной принадлежности и глубоко верующий человек. Так вот, он на вопрос одного польского католического журналиста о сути упомянутого спора сказал так: "Бога надо иметь в сердце, а не на бумаге".

- Ходит много слухов о перемещении некоторых американских военных баз из Германии в страны ЦВЕ, в частности в Польшу, на что весьма нервно реагируют отдельные российские политики. Существует ли какая-то ясность в этом вопросе?

- Пока все это находится в области догадок, никаких официальных предложений США не выдвигали. Да, они действительно предполагают пересмотреть статус своих европейских баз, поскольку считают, что крупные базы являются пережитком былой конфронтации Запад-Восток, и надобность в них отпала. Сейчас США нуждаются в небольших базах, на которых были бы размещены мобильные военные силы. Мой прогноз: если американцы начнут процесс передислокации своих баз в Европе, то прежде всего - переведут их на территорию Болгарии и Румынии, то есть поближе к региону Ближнего Востока.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1846
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1154
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
846
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1137

Другие новости