Пятница, 13-е, - день, который уже называют счастливым и историческим: 13 июня Конвент после долгих и острых дискуссий все же сумел представить компромиссный вариант Конституции объединенной Европы, по которой через несколько лет будут жить 25 стран - членов ЕС. Но успех будет зависеть прежде всего от того, как здесь пойдут дела в экономике и в социальной сфере.
Уже очевидно, что быстро и безболезненно выбраться из затягивающейся стагнации западноевропейским странам не удастся. ЕЦБ понизил прогноз экономического роста в Еврозоне в нынешнем году до максимум 1% (минимальная же оценка 0,4%). А ведь в начале года ожидалось, что экономика стран Экономического и валютного союза (ЭВС) вырастет на 1,5%, в следующем же году - почти на 3%. Теперь даже на 2004 г. оптимистические проектировки остаются в пределах 1,1-2,1%. Надо сказать, что и другие международные организации (Еврокомиссия, МВФ, ОЭСР) дают почти такие же прогнозы: около 1% в нынешнем году и 2-2,4% - в будущем.
После того как по результатам I квартала Евростат показал фактическую стагнацию в странах ЭВС (рост ВВП составил всего 0,1%, причем в ФРГ, Италии и Нидерландах произошло абсолютное сокращение объема производства), даже такие оценки кажутся завышенными.
Ясно, что для кардинального решения проблем экономического роста нужны глубокие и эффективные реформы, позволяющие заметно повысить конкурентоспособность европейской экономики. Но такие реформы нельзя провести быстро, а что-то предпринимать для преодоления стагнации необходимо уже сейчас. Поэтому и политики и эксперты думают не только о реформах, но и о том, как бы побыстрее завести мотор европейской экономики.
Но с предложениями пока негусто. Традиционное требование к ЕЦБ снизить ведущую процентную ставку уже давно в арсенале почти всех политиков. К счастью, ЕЦБ перенял у немецкого Бундесбанка принцип независимости от указаний правительства и пока слабо поддается на уговоры. Ведь главной целью для ЕЦБ является не экономический рост или, скажем, снижение безработицы, а стабильная ценность единой денежной единицы - евро. Тем не менее, учитывая уменьшение и без того низких темпов роста цен (после 2,3% в прошлом году в нынешнем она составит 1,8-2,2%, а в следующем прогнозируется на уровне 0,7-1,9%), евробанкиры все же ставку рефинансирования постепенно снижают, видимо, не без возрастающего давления правительств стран Еврозоны. Еще в марте она составила 2,5%, а в начале июня побила и этот рекорд, достигнув в этих странах самого низкого уровня за весь период после 1945 г. - 2%.
Однако ожидаемый рост не наступает, более того, ситуация в начале нынешнего года представляется едва ли не хуже, чем в конце прошлого. Очевидно, дело не только в дорогих деньгах, и одним лишь снижением процентных ставок стимулировать деловую активность не удастся. Предпринимательские ожидания остаются пессимистическими, поэтому нужны новые сильные импульсы для оживления конъюнктуры.
Поэтому в последнее время стали появляться новые идеи. Одна из них, нацеленная на повышение конкурентоспособности ЕС, разрабатывается в Италии, которая с 1 июля будет председательствовать в союзе. Предлагается ряд проектов в сфере общеевропейской инфраструктуры, в решении энергетических проблем. Все это, разумеется, требует дополнительных финансовых средств, и, чтобы их долго не искать, предлагается выйти за пределы маастрихтских критериев - увеличить дефициты государственных бюджетов, но не учитывать это проектное финансирование при оценке состояния госфинансов. Иначе, по словам итальянского министра промышленности Антонио Марцано, "долгосрочная стратегия всегда будет разбиваться о краткосрочные бюджетные цели".
Министры финансов стран Еврозоны в поисках решения пришли к мысли о выпуске займа на несколько миллиардов (до 1% ВВП стран Еврозоны), чтобы финансировать государственные инвестиции и тем самым форсировать экономический рост. При этом вроде бы не нарушается Пакт стабильности и роста, не допускающий значительного дефицита госбюджета. Впрочем, всем понятно, что государственный долг при этом растет. Не придется ли покрывать его повышением налогов, что опять сведет на нет попытки создать в ЕС благоприятную предпринимательскую среду?
Все же эксперты ожидают повышения темпов роста к концу 2003 года. Но многое зависит от того, будут ли реформы в налоговой и социальной сферах достаточно скорыми и глубокими, чтобы изменить настроения предпринимателей и стимулировать их деловую активность. Не последнюю роль в стимулировании европейской экономики играет хозяйственная ситуация в США и в мировой экономике в целом. Ведь экспорт был и остается одним из основных двигателей экономического роста в Европе.
Правда, росту экспорта мешает укрепление евро, и поэтому ряд экспертов, не желающих, видимо, нового витка обесценения европейской валюты, утверждают, что основой нового подъема в странах ЭВС станет не экспорт, а внутренний спрос. Но симптомов роста последнего пока не наблюдается. А вот экспорт растет, несмотря на длительное повышение курса евро. Если в этом году европейский экспорт увеличится примерно на 1,5%, то в будущем прогнозируется его рост на 3-6%. Ожидаемый подъем спроса на мировых рынках с лихвой перекроет негативное влияние сильного евро. Поэтому, очевидно, нет оснований настаивать на определенном искусственном обесценении евро, ведь его курс пока находится в рамках, определяемых покупательной способностью доллара и евро, и не отклоняется от тренда последнего десятилетия.
Но, может быть, европейским странам и не нужны высокие темпы роста и достигнутый уровень социально-экономического развития позволяет им ограничиться столь скромным повышением общественного продукта? Главным аргументом против низких темпов роста является высокая и устойчивая безработица. Никакие реформы на рынке труда не помогут ее снизить, если не произойдет конъюнктурного оживления. Кроме того, высокоразвитая и чрезмерно дорогая социальная система в ЕС просто рухнет, если объемы социальных взносов не будут увеличиваться. Ее реформирование окажется особенно болезненным, если будет происходить в условиях развала. Расширение интеграционной группировки лучше проводить на фоне экономического роста - это облегчит адаптацию с обеих сторон и создаст благоприятный психологический фон для общественного восприятия расширенного ЕС.