Минувший сезон привнес в многолетний переговорный процесс по приднестровскому урегулированию новинку - Совместную конституционную комиссию (СКК).
СКК была недавно создана и утверждена право- и левобережными парламентами в соответствии с инициативами, выдвинутыми президентом Молдавии Владимиром Ворониным в начале текущего года. К концу года, как предполагается, комиссия должна будет разработать проект новой Конституции общего федеративного молдавского государства. Затем его вынесут на всенародный референдум. После чего на обоих берегах Днестра должны состояться выборы в новые органы госуправления.
До сих пор, как известно, переговоры осуществлялись в пятистороннем формате, включающем представителей Кишинева и Тирасполя, а также посредников. Его участники сосредоточатся теперь на системе гарантий будущих итоговых договоренностей и, таким образом, не станут дублировать работу комиссии, уточнил министр реинтеграции Республики Молдова Василий Шова. Тем не менее очевидно, что "старым" переговорным механизмом предполагается помимо прочего подстраховать новую СКК на случай пробуксовки ее деятельности. В ходе очередного раунда переговоров уже была выражена озабоченность по поводу того, что комиссия никак не может начать работу. Также его участники, по словам главы миссии ОБСЕ в республике Молдова Уильяма Хилла, высказали обеспокоенность в связи с новыми правилами въезда на приднестровскую территорию для жителей правобережья. Они были введены Тирасполем после того, как Кишинев договорился с Киевом об изменениях в таможенной сфере, в результате которых пересечение украинской границы стало проблематичным для товаров и транспорта из Приднестровья.
Директор кишиневского Института социально-политических исследований Аркадий Барбарош считает затею с "клубной" СКК изначально провальной. Он назвал знаковым то обстоятельство, что в уходящем сезоне фактически оказался похоронен известный киевский проект посредников. Предполагавшийся этим проектом вариант создания симметричной федерации, чреватый разрушением молдавской государственности, фактически не был воспринят молдавской администрацией и здешним гражданским обществом. Не случайно президент Владимир Воронин в своих инициативах предусмотрел более "жесткую" схему асимметричной федерации. Более активное вовлечение в процесс приднестровского урегулирования европейских и евроатлантических организаций, к которому Владимир Воронин призвал в прошлогоднем своем выступлении на Пражском саммите НАТО, стало еще одной важной новостью сезона, резюмировал Аркадий Барбарош.
Евросоюз поддержал Кишинев в намерении взять под свой контроль приднестровский участок границы и создать здесь совместные молдавско-украинские таможенные посты. В ответ на соответствующий призыв молдавского МИДа страны ЕС и США запретили въезд на свою территорию приднестровским лидерам "из-за отсутствия прогресса на переговорах".
Как считает Аркадий Барбарош, теперь многое будет зависеть от того, сумеет ли руководство Молдавии убедить Запад в необходимости именно асимметричной федеративной модели. Именно в этом Европейское сообщество могло бы помочь убедить и лидеров Приднестровья - заблокировав, если понадобится, их счета в зарубежных банках. Также для западных государств было бы естественно самим подключиться и к здешней миротворческой операции.
Подобный сценарий, достаточно популярный среди молдавской политэлиты, предусматривает всемерную минимизацию участия Москвы в приднестровском урегулировании. И сейчас для этого, когда практически свертывается российское военное присутствие в Молдавии, согласно принятым решениям на саммитах ОБСЕ в Стамбуле и Порто, самый подходящий момент.
Впрочем, при декларируемом новом уровне отношений с западными структурами Москва могла бы попытаться направить здешние события по приемлемому и для нее руслу. Во-первых, ей предстоит закрепить за собой вполне заслуженное лидерство и в дальнейшей миротворческой или военно-гарантийной операции. Во-вторых, России в качестве страны-гаранта и посредника, сохранившей определенное влияние по обе стороны Днестра, предстоит активизироваться и в дискуссиях по обустройству общего молдавского государства. В-третьих, наверное, Москве следовало бы предостеречь западных партнеров от осуществления здесь каких-либо односторонних санкций. И впрямь, если Кишинев будет продолжать настаивать на асимметрично-усеченном подчиненном приднестровском статусе, справедливо ли наказывать за это Тирасполь?
Похоже, уходящий сезон оставил нам больше вопросов, чем ответов. Как уточнил Евгений Шевчук, СКК должна напряженно работать, чтобы к назначенному сроку предъявить публике согласованный взаимоприемлемый текст новой Конституции общего государства.
Кишинев