Давид Бердзенишвили, председатель фракции "Национальное движение - Демократический фронт" тбилисского Законодательного собрания.
После предупредительной июньской акции протеста мы еще раз убедились в том, что у оппозиции немало сторонников. А власти, кажется, убедились в нашей силе. Сейчас они готовы к диалогу с нами, готовы принять во внимание наши аргументы и предложить другой Избирательный кодекс. Что же касается населения, чей выбор в последнее десятилетие, по сути, находился между плохим и худшим, то, думаю, оно увидело, что в Грузии появилась реальная сила в лице оппозиции, которая способна отстоять его интересы.
Важно также, что свое несогласие с предложенным властями Избирательным кодексом выразила объединенная оппозиция: к "Национальному движению", а это объединение нескольких партий, примкнули "Объединенные демократы", Партия традиционалистов, "Новые правые", "Народная партия"...
У "Национального движения", по разнообразнейшим опросам, самый высокий рейтинг в Грузии. И в регионах у нас много сторонников. Я не говорю о тех немногочисленных районах, где у нынешнего режима колоссальный административный ресурс, который позволит ему на будущих выборах продемонстрировать в этих местах показатели коммунистического периода. Но, несмотря на это, думаю, нынешней осенью в Грузии наконец состоятся полноценные выборы в законодательную власть. Мне представляется, что будущие парламентские выборы пройдут по условной формуле "2+3", то есть два основных плюс три фрагментарных политических субъекта. Основные - это "Национальное движение" и проправительственный блок "За новую Грузию", а фрагментарные - "Возрождение", лейбористы и, возможно, "Новые правые", которым в скором времени предстоит сделать нелегкий выбор в плане объединения с "Нацдвижением". "Новые правые" - привлекательная сильная партия, созданная крупными предпринимателями, идейно похожая на российский "Союз правых сил". Они прекрасно понимают, что своими достижениями в бизнесе во многом обязаны президентскому клану. Бизнес их еще недостаточно независим, чтобы откровенно противостоять нынешнему режиму. Но в любом случае - с ними или без них - фаворитом приближающихся выборов является "Национальное движение". Благодаря административному ресурсу 7-процентный барьер преодолеют проправительственный блок "За новую Грузию" и аджарское "Возрождение"... Сами выборы будут достаточно жесткими. А парламент мы получим куда более дееспособный, чем нынешний.
Гиви Болоташвили, политилог, депутат парламента Грузии от фракции "Возрождение"
Чтобы понять, что происходит в Грузии, нужно знать, кем сейчас представлена грузинская оппозиция. Жвания-Саакашвили-Гамкрелидзе? Эти люди, оказавшиеся в большой политике благодаря президенту Эдуарду Шеварднадзе, еще недавно за него стояли стеной и проводили в парламенте почти все его решения. Не получив взамен того, на что, видимо, рассчитывали (а аппетиты у этих людей, если брать во внимание занимаемые ими должности - один спикер, другой министр юстиции, - оказались немалые), Жвания и Саакашвили объявили себя оппозицией. Тот же Избирательный кодекс, который предложили власти, в свое время был, по сути, этими людьми и создан. В 1999 году, когда его принимали, многие парламентские фракции были против него. Теперь этот кодекс перестал устраивать недавних лидеров правящей партии. Заметьте, другие партии, не питающие особых симпатий к властям, не примкнули к объединенной оппозиции по вопросу того же Избирательного кодекса. Первопричина, видимо, в том, что такое объединение для большинства оппозиционных партий неприемлемо. Жвания и Саакашвили - политики, ответственные за то плачевное положение, в котором находится сейчас Грузия. Примкнуть к ним для этих сил означает дискредитировать себя. К тому же ясно, что объединенная оппозиция вряд ли может служить образцом жизнестойкого альянса. Все закончится сразу или вскоре после осенних выборов в парламент. Митинг перед канцелярией засвидетельствовал, что сторонников у этой оппозиции не так уж и много. За пределами Тбилиси их еще меньше.
Что касается выборов, то рано еще говорить об итогах. Некоторые партии даже не приступили к избирательной кампании. Возможно, мы станем свидетелями появления каких-то новых объединений, блоков. По сегодняшней же ситуации, если не будет тотальной фальсификации, 7-процентный барьер преодолеть вполне по силам "Возрождению", лейбористам, упоминавшейся "Объединенной оппозиции", проправительственному блоку "За новую Грузию". В любом случае, думается, мы получим парламент, который будет отличаться от нынешнего в худшую сторону. Он будет более пестрым, в нем сильнее будут просматриваться личные интересы и амбиции. Будет больше фракций (сейчас их 16), труднее будет находить общий язык. И такой парламент будет более зависимым...