- На каких направлениях чувствуется наибольшее напряжение?
- На азербайджанском, казахстанском, литовском, польском, украинском, финляндском и эстонском. Здесь наиболее активные пассажиро- и грузопотоки. Причем связано это не только с началом летнего сезона. Мы связываем это с улучшением общей экономической ситуации в России - раз, и с оживлением приграничных связей с сопредельными государствами - два.
- Какова пограничная статистика на этот счет?
- Что касается граждан СНГ, то в 2002 году через государственную границу России их проследовало около 19 миллионов, это примерно 22% от общего количества лиц, пересекших границу, и более 42% от всех проследовавших иностранных граждан. За первый квартал 2003 года эти показатели исчисляются цифрой в 5,3 миллиона граждан СНГ, что составляет соответственно 32% и более 62%. Мы ожидаем нарастание потока.
- Какие основные нарушения фиксируют пограничники у выходцев из постсоветских республик?
- Значительное количество случаев задержания граждан СНГ связано с их попытками проследовать через границу по чужим, поддельным, а также недействительным документам. Таковыми зачастую являются паспорта бывшего СССР, в которых отсутствуют данные о гражданстве предъявителей.
- Основные цели, с которыми пытаются въехать в Россию или проехать через нее транзитом в Европу граждане СНГ, известны - это поиск заработка. Верно ли, что наибольшую массовость таких нарушителей "обеспечивают" некие турфирмы, которые под видом туристов провозят в страну всю эту рабсилу...
- Провоз в Россию посредством турфирм для граждан СНГ не характерен. Хотя туризм в ряде случаев является легальным каналом проникновения иностранных граждан третьих стран - незаконных мигрантов как в нашу страну, так и через нее в страны прежде всего Западной Европы и Северной Америки. И таких "туристов", истинная цель поездки которых далека от туризма, мы выявляем постоянно. По всем таким случаям работаем во взаимодействии с подразделениями МИДа, МВД, с другими заинтересованными ведомствами и принимаем соответствующие меры по пресечению незаконной деятельности таких турфирм, а также выявляем лиц, заявивших заведомо ложные сведения о цели своей поездки. Проводим и иные мероприятия. Только за пять месяцев текущего года органами пограничного контроля на законных основаниях не было пропущено через госграницу почти 20,3 тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства, потенциальных незаконных мигрантов, задержано около 1 тысячи человек с чужими и поддельными документами.
- Существует мнение, что если бы граница была на замке, как в прежние годы, то и проблема незаконной миграции не стояла бы так остро, как сейчас. Ваша точка зрения на этот счет?
- В одной отдельно взятой стране закрыть границы, конечно, можно... Скажем, те же европейские кордоны не сравнить с нашими. Но незаконные мигранты и там досаждают властям... Так что проблема эта международная, и сводить ее лишь к ведомственной, исключительно пограничной по меньшей мере несерьезно.
Совершенно убежден, что снять проблему незаконной миграции исключительно ужесточением пограничного контроля не удастся. Хотя бы потому, что потенциальные незаконные мигранты, как правило, въезжают в Россию по правильно оформленным, действительным документам. А уж дальше эти люди, которые прибыли в Россию якобы знакомиться с ее историческими и культурными достопримечательностями или поступать в вуз, по трудовому договору оказываются за торговыми лотками на рынках и годами нелегально проживают в России.
Радует, что в настоящее время в российском миграционном законодательстве произошли существенные изменения на этот счет. Я имею в виду прежде всего усиление контроля за пребыванием на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства. Но это уже не является компетенцией погранслужбы.
- Тем не менее граница тоже имеет свои особые "фильтры". Как вы вычисляете нарушителей? И какие неудобства в связи с этим испытывают другие, законопослушные, граждане?
- Вообще-то мы исходим из того, что подавляющее большинство граждан, в том числе и из стран СНГ, следуют в нашу страну с добрыми намерениями. И стараемся не чинить им неудобств в процессе пересечения границы. В настоящее время у нас внедряется автоматизированная система контроля машиносчитываемых паспортно-визовых документов. Кстати, разработана она отечественными специалистами. Ею уже оборудованы пункты пропуска в аэропортах "Шереметьево-2" и "Шереметьево-1", "Домодедово", "Внуково", "Пулково" и некоторых других. Благодаря чему время, затрачиваемое гражданами на прохождение пограничного контроля, сократилось в 2-3 раза при возросшей при этом эффективности и надежности пограничного контроля.
Одновременно внедряется и новая криминалистическая техника, позволяющая с большей достоверностью выявлять "липовые" документы. Не секрет, что преступники научились использовать самые современные технологии для изготовления поддельных паспортов или внесения изменений в действующие документы. В ответ и мы вынуждены постоянно совершенствовать применяемую в погранконтроле технику.
Однако приходится признать, что пункты пропуска на сухопутном участке, особенно железнодорожные, не в полной мере отвечают международным требованиям - свыше 50% из них попросту не обустроены. В прошлом году введены в строй 10 современных автомобильных пунктов пропуска, а в этом году планируется построить еще 8. Ведутся проектные работы для строительства 6 железнодорожных пунктов пропуска.
Кстати говоря, "запустить" новый пункт пропуска, отвечающий всем международным требованиям, или переоснастить действующий требует немалых затрат. Скажем, переоборудование "Пулково-1" и "Пулково-2" современной системой погранконтроля обошлось в 30 миллионов рублей, а строительство "с нуля" железнодорожного пункта пропуска стоит минимум 300-400 миллионов рублей.
- Государство не снимает с пограничников ответственности и за предотвращение попыток проникновения террористов на российскую территорию. Какие мероприятия в связи с этим проводит ваш департамент?
- О них я не стал бы подробно распространяться. Скажу только, что в связи с опасностью терроризма мы осуществляем целый комплекс мероприятий. Например, принимаем серьезные меры по повышению надежности охраны на российско-казахстанском участке - как основном сдерживающем рубеже на пути наркопотоков в Россию. Активно развиваем сотрудничество со спецслужбами других государств, прежде всего сопредельных с Россией.