В конце прошлой недели в Киеве состоялось очередное заседание по вопросам интеграции в рамках "четверки" - Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Основным вопросом повестки дня стало создание единого экономического пространства.
Впервые президенты четырех стран обнародовали свои интеграционные планы в феврале 2003 года в Москве. Тогда же была учреждена совместная Группа высокого уровня, которая должна перевести президентские инициативы в плоскость практических решений. Рабочий орган группы был расположен в Киеве, а ее руководителем назначен представитель Казахстана, занимавший в то время должность заместителя премьер-министра, Карим Масимов (после недавней смены правительства эту должность занимает новый вице-премьер Сауат Мынбаев). Представителем России в группе стал заместитель премьера Виктор Христенко, Белоруссии - замглавы правительства, министр экономики Андрей Кобяков, Украины - первый заместитель премьер-министра, министр финансов Николай Азаров.
Результатом работы Группы высокого уровня должна стать подготовка к сентябрю 2003 года соглашения о формировании единого экономического пространства, а также ряда документов, которыми будет согласована межгосударственная экономическая политика и создана единая регулирующая межгосударственная экономическая комиссия по торговле и тарифам.
"Сейчас абсолютно ясно, что документы к сентябрю будут подготовлены и они станут очередным шагом на пути к интеграции наших стран", - отметил по итогам последнего заседания Николай Азаров. Такого же мнения придерживается и Виктор Христенко. А вице-премьер Казахстана Сауат Мынбаев назвал первым этапом реализации идеи единого экономического пространства создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений в рамках четырех стран.
Однако многие эксперты отмечают, что украинская сторона в последнее время не спешит активизировать процесс. Николай Азаров заявил, что формирование единого экономического пространства в рамках "четверки" - это дело не одного дня и даже не одного года. Такая позиция, по мнению ряда наблюдателей, связана с тем, что Украина изначально согласилась на экономическую интеграцию со странами СНГ под внешним давлением. Еще зимой, до иракской кампании весьма прохладное отношение к Киеву со стороны Запада подталкивало президента Кучму в сторону Москвы, которая не столь придирчива к соблюдению демократических стандартов. И наступившее в то время потепление в украино-российских отношениях во многом определило сговорчивость Киева в предлагаемых Кремлем интеграционных проектах.
Но ситуация изменилась с момента войны в Ираке, в которой Украина однозначно выступила сторонником и союзником США. За это Вашингтон простил Киеву многое. И многое пообещал в будущем при условии, что маятник украинской внешней политики качнется в сторону от России. Соответственно подписанные Кучмой соглашения об интеграции в рамках "четверки" стали Киеву мешать...
В таких условиях Украина предпочитает ограничиваться в отношении проекта единого экономического пространства декларациями, не спеша с реальными шагами. Как отметил в интервью "НГ" российский политолог Сергей Марков, посетивший в эти дни Киев, "четверка" в ее нынешнем состоянии представляет собой "размытый и абстрактный проект". Говоря о нежелании Украины активизировать сотрудничество, эксперт отметил наличие в украинском истеблишменте довольно влиятельной группы, которая хочет ограничить интеграционные процессы созданием зоны свободной торговли. Именно этот рубеж считает конечной целью интеграции президент Украины, возглавляющий Совет СНГ. Но такая позиция в ближайшем будущем может привести к новому охлаждению в отношении к Украине уже не только со стороны России, но и других ее партнеров по "четверке".
Киев