0
1598
Газета Дипкурьер Интернет-версия

09.06.2003 00:00:00

Пряник и кнут для Кима

Оксана Антоненко

Об авторе: Оксана Антоненко - директор российских и евразийских программ Международного института стратегических исследований (Лондон).

Тэги: северная корея, сша, кризис, дняо


В конце минувшей недели в Сингапуре собрались на конференцию министры обороны и высокопоставленные чиновники из стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, Индии, США, Великобритании и Франции, чтобы в неформальных беседах выстроить общую позицию по решению северокорейского кризиса. Спровоцирован этот кризис заявлением Пхеньяна о готовности приступить к производству ядерного оружия и его решением выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). К сожалению, в связи с юбилеем Санкт-Петербурга Россия не была представлена на этой встрече политиками высокого уровня.

Движение в сторону стратегического консенсуса

Выступая на открытии конференции министр правительства Сингапура Ли Куан Ю заявил, что поскольку цели и позиции основных четырех держав - США, Китая, Южной Кореи и Японии - по методам решения северокорейской ядерной проблемы существенно различаются, то вряд ли стоит ожидать скорого консенсуса в этом вопросе. Однако эти разногласия касаются скорее тактики, чем стратегии.

Основой региональных интересов является понимание того факта, что стратегия выжидания в отношении новых ядерных амбиций Пхеньяна является не просто малоэффективной, но и все более опасной. Политика бесконечных экономических "вознаграждений" северокорейского режима за обещания заморозить ядерную программу не приведет к ее полному и окончательному сворачиванию. Наоборот, Пхеньян заинтересован в сохранении хотя бы части своей программы для того, чтобы продолжать использовать ядерный козырь для давления на США, Южную Корею и Японию с целью получения все новых и новых экономических дивидендов. Чтобы не оказаться втянутыми в ситуацию бесконечного ядерного шантажа со стороны непредсказуемого режима, региональные державы все более склоняются в сторону стратегии, которая бы сочетала в себе политику "кнута и пряника".

Такая политика должна твердо продемонстрировать Пхеньяну, что в случае его отказа от немедленного и открытого для международных инспекторов уничтожения всех военных ядерных программ меры, которые будут предприняты США и их союзниками в регионе, будут представлять еще большую угрозу для сохранения нынешнего северокорейского режима, чем экономический коллапс. Только после начала свертывания Пхеньяном ядерных программ США и региональные державы должны возобновить экономическую помощь северокорейскому режиму на основе четкого поэтапного процесса, когда каждый шаг Пхеньяна сопровождается ответным ограниченным шагом со стороны региональной коалиции. И лишь в случае полной ликвидации ядерной программы международное сообщество должно предоставить гарантии сохранения политического режима в Северной Корее. Более того, эти гарантии должны носить комплексный характер и быть привязаны к согласию Пхеньяна начать постепенные экономические реформы по китайскому сценарию.

Такой подход сочетает в себе важный компромисс. Замминистра обороны США Пол Вулфовиц, выступая на Сингапурской конференции, уже не настаивал, как прежде, на обязательной смене режима в Пхеньяне. С другой стороны, Япония и Южная Корея не исключают возможности силового давления на Пхеньян для того, чтобы убедить его в бесперспективности использования ядерного шантажа. А подключение к этой деятельности КНР символизирует, что Пекин готов поддержать американскую стратегию "кнута и пряника". Китай проголосовал за решение МАГАТЭ направить северокорейское "досье" на рассмотрение в Совет Безопасности ООН.

В такой ситуации Россия остается практически единственной страной, продолжающей настаивать на стратегии одностороннего умиротворения и поощрения КНДР. Только Россия и Куба воздержались от голосования по предложению МАГАТЭ о рассмотрении проблемы в Совете Безопасности - и это несмотря на заявления о важности восстановления главенствующей роли ООН в решении проблем международной безопасности. Более того, Россия не может быть уверена, что политика поощрения северокорейского режима сработает. Надежды Москвы на то, что Пхеньян откажется от своих ядерных амбиций в обмен на гарантии безопасности или в обмен на экономическую помощь, предоставляемую уже много лет, основаны только на иллюзиях, но никак не на реальных фактах.

Опыт показывает, что Северная Корея неоднократно нарушала свои обязательства, в том числе данные России. Несмотря на рамочное соглашение 1994 года, КНДР продолжала попытки приобретения ядерного оружия и в обход данных обязательств получила от Пакистана технологии для обогащения урана. Российская политика не дает ответа на вопрос, что делать, если Северная Корея все же будет продолжать свою ядерную программу или предложит ее заморозить, вместо того чтобы дать гарантии полного свертывания.

Давление без военного конфликта

Давление на Пхеньян должно быть одновременно жестким и гибким, чтобы не втянуть стороны в военный конфликт, который нанес бы непоправимый ущерб региону даже без применения ОМУ. Многие американские политики и эксперты убеждены, что Пхеньян уже обладает разработанным из плутония ядерным оружием. Однако США готовы приложить все силы, чтобы не допустить получения Северной Кореей урановой бомбы, которая, по утверждению США, разрабатывается на основе технологий, приобретенных Пхеньяном в Пакистане в обмен на поставки ракетных технологий. В Вашингтоне даже рассматривают возможность нанесения точечных ударов по объектам, где могут производиться данные разработки. Понятно, что подобные действия могут вызвать ответную реакцию со стороны КНДР. Однако она может и не последовать, если Пхеньян не будет уверен, что он найдет поддержку среди потенциальных союзников - Китая и России.

Сингапур-Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1392
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1583
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1687
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3969

Другие новости