0
1488
Газета Дипкурьер Интернет-версия

09.06.2003 00:00:00

Игорь Юргенс: "Балтия для нас - не "баррикада", а "мост" в Европу

Тэги: юргенс, балтия, проблемы, границы, ес


- В последнее время тема отношений между Россией и странами Балтии практически исчезла из наших СМИ. Значит ли это, что мы, преодолев первоначальную стадию холодной войны, находимся теперь в стадии холодного мира и как далека от нас в таком случае стадия по-соседски доброжелательных отношений?

- Исчезновение данной темы из российских СМИ вполне логично и по-своему обоснованно. Ведь прежде они сообщали главным образом о проблемах в наших отношениях с тремя балтийскими странами, причем из них выделялись две: ситуация с негражданами и стремление этих государств в НАТО.

Первую проблему быстрее других решили литовцы, принявшие так называемый "нулевой вариант" - с автоматическим предоставлением гражданства всем представителям русскоязычной части населения. Достаточно гибкую позицию постепенно заняли и эстонцы, разрешив, например, обучение на русском языке, признав собственность Московского Патриархата и т.п. Самая сложная ситуация по-прежнему сохраняется в Латвии, где проживают свыше 400 тысяч неграждан, то есть людей с фиолетовыми паспортами, абсолютно непригодными для жизни в условиях членства республики в Евросоюзе, до которого остался ровно год. Хотя и в Латвии былой накал страстей по этому поводу уже ослаб благодаря некоторым примирительным шагам властей.

Эти проблемы, а также две обоюдные мании - российская мания величия по отношению к былым балтийским вассалам и ответная мания мнимого преследования со стороны бывшего Большого брата - на протяжении целого десятилетия мешали сближению Москвы с Ригой, Вильнюсом и Таллином. Нынешнее заседание форума показало, что в странах Балтии быстро растет понимание необходимости более тесного взаимодействия с Россией во всех сферах - в политике, экономике, культуре.

Это происходит, кроме прочего, еще и потому, что в последние месяцы осуществились главные цели балтийских политиков. Все три государства Балтии сейчас находятся в стадии оформления своего членства в НАТО, а объединение усилий РФ и США в антитеррористической борьбе после событий 11 сентября и последовавшее вскоре после этого создание Совета РФ-НАТО окончательно сняли с повестки дня тему "российской угрозы" для стран Балтии. Скорое вступление в состав ЕС добавит оборотов моторам их экономик, уже весьма тесно связанных с Большой Европой. Словом, можно уже говорить о том, что балтийские страны стали составной частью той системы координат, в которую они стремились на протяжении долгого периода времени.

Подобное "замирение" России со своими северо-западными соседями крайне выгодно обеим сторонам: мы для них - колоссальный рынок сбыта и источник быстрорастущего экономического потенциала, они для нас - очень удобный "мост в Европу": с дополнительными выходами к морю, хорошо налаженной логистикой, высоким уровнем развития информтехнологий, кроме того, нельзя забывать и о таком факторе, как владение большинством местных граждан русским языком.

- Еще недавно о странах Балтии некоторые российские политики говорили как о своего рода "баррикаде" на нашем пути в Европу...

- Нет, теперь это, безусловно, "мост", но никак не "баррикада". Этот "мост" нас соединяет прежде всего с регионом Северной Европы, кстати, наиболее динамично развивающимся в Европе. Здесь сосредоточена высококвалифицированная рабочая сила, много капитала, хорошо поддерживаются древние традиции ганзейской торговли.

И Северо-Западному региону России тоже есть что предложить соседям: у нас здесь сосредоточено 40% всех мировых нетропических лесов, 40% газа, 13% нефти, очень большое количество никеля и других полезных ископаемых. Можно говорить и об определенной культурной близости: с литовцами или шведами у жителей Пскова и Петрозаводска больше общего, чем, допустим, у краснодарцев или пермяков. Взаимное сотрудничество двух этих регионов может стать прообразом того самого проекта общеевропейского экономического пространства, о котором Владимир Путин и Романо Проди объявили в качестве перспективной цели развития нашего сотрудничества с Европой и ЕС, в частности.

Если грамотно подойти к осуществлению этих намерений, снять последние политические "заусенцы", создать инструменты сотрудничества по линии "государство - частный бизнес", то вместе с северными европейцами можно поднять такие большие проекты, как Штокмановское месторождение газоконденсатов или Тимано-Печерское нефтяное месторождение. Вступают в конкретную стадию проработки переговоры о прокладке нефтепровода по дну Балтийского моря, с появлением новых и расширением старых портов постепенно налаживается Балтийская трубопроводная система, которая в перспективе поможет разгрузить санкт-петербургский порт, достигший своего максимума - 30 миллионов тонн перевалки в год - и представляющий ныне заметную экологическую проблему для Северной столицы.

- Уже есть неплохие примеры многостороннего сотрудничества России и европейских стран в Балтийском регионе - например, в сфере электроэнергетики.

- Да, существуют весьма любопытные схемы РАО "ЕЭС" не только по перетоку электричества от нас в страны Северной Европы, но и по созданию общей энергосети от Владивостока до Франции, включая страны Балтии. В соответствии с проектом "шанхайской шестерки", недавно пошли контейнеры по маршруту Север-Юг: грузы для Севера Европы, например, из Индии идут ныне не через Суэцкий канал и вокруг Пиренеев, а по территории Ирана, через Каспий, по Волге попадают в систему наших каналов и далее на Балтику. Экономия составляет около 30 суток, хотя, конечно, предстоит "расшивать" еще многие проблемы на Волге, приводить в порядок порт в Астрахани, разбираться с правами собственников и т.д., но главное - что процесс уже пошел.

В последнее время ожила и Транссибирская магистраль. В случае благоприятного решения ряда вопросов Южная Корея, Китай, а в будущем, возможно, и Япония через территорию России будут напрямую соединены с центральной и северной частью Европы. Предполагается, что к 2005 году транзит грузов и пассажиров через нашу территорию будет приносить стране около 15 миллиардов долларов в год.

- Рассказывая о развитии сотрудничества с россиянами, многие зарубежные дипломаты и бизнесмены недобрым словом вспоминают наши таможенные порядки.

- Да, они действительно долгое время были притчей во языцех, но с недавних пор и в этой сфере ситуация начинает улучшаться. В частности, на российско-финской границе пограничники и таможенники обеих стран стали работать по так называемым "спискам надежных клиентов": грузы многих фирм подвергаются лишь выборочным проверкам, а в основном таможенные документы оформляются по принципу доверия. Облегчит ситуацию и новый Таможенный кодекс.

- Насколько, на ваш взгляд, балтийские страны готовы к членству в ЕС?

- Наиболее адаптированной можно считать Эстонию, экономика которой развивается весьма динамично, причем рост ВВП в последние годы составлял от 4 до 8%. Таллин - один из немногих среди будущих новичков, кто принял все правила игры ЕС, в частности, уже перекроив на европейский лад собственное законодательство. Конечно, большую роль в процессе подготовки сыграла Финляндия, в экономике она стала главным спонсором эстонцев.

Неплохо обстоят дела в экономике и у соседей эстонцев. Но во всех трех странах существуют и в будущем лишь усугубятся структурные проблемы в сельском хозяйстве. Евросоюз на сей раз не намерен так масштабно субсидировать эту отрасль у новичков, как делал прежде, и у них самих нет, конечно, средств для того, чтобы подтянуть село к среднеевропейскому уровню, сделать его конкурентоспособным. Поэтому можно ожидать разорения многих фермерских хозяйств.

- Что выиграет и проиграет Россия от членства стран Балтии в ЕС?

- Россия в основном от этого выиграет: ведь к нам физически приблизится та зона, на которую приходятся 47% внешней торговли РФ, откуда мы черпаем высокоразвитые технологии и т.д. Главное - не вставать в позу, не бравировать своей своими размерами, не поддаваться на провокации. Вот и в дни работы Балтийского форума в этих странах распространялся некий "меморандум", названный по фамилии известного московского политтехнолога, а в нем - знакомые призывы и аргументы: "Балтия жирует на нашем транзите, надо перекрыть нефть, выставить ультиматум, захватить, пригрозить..."

- Можно ли считать практически исчерпанной калининградскую проблему?

- В экономическом и чисто психологическом плане она, безусловно, закрыта. Евросоюз участвует в сооружении двух ТЭЦ в Калининградской области, рассматриваются грандиозные проекты по очистке воды, идет речь о создании спецэкономзоны с соответствующими льготами в торговле, есть интересные идеи в погранично-таможенной сфере. Существуют все возможности для того, чтобы область стала одним из наиболее динамично развивающихся регионов России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1802
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1130
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
828
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1112

Другие новости