- В последнее время тема отношений между Россией и странами Балтии практически исчезла из наших СМИ. Значит ли это, что мы, преодолев первоначальную стадию холодной войны, находимся теперь в стадии холодного мира и как далека от нас в таком случае стадия по-соседски доброжелательных отношений?
- Исчезновение данной темы из российских СМИ вполне логично и по-своему обоснованно. Ведь прежде они сообщали главным образом о проблемах в наших отношениях с тремя балтийскими странами, причем из них выделялись две: ситуация с негражданами и стремление этих государств в НАТО.
Первую проблему быстрее других решили литовцы, принявшие так называемый "нулевой вариант" - с автоматическим предоставлением гражданства всем представителям русскоязычной части населения. Достаточно гибкую позицию постепенно заняли и эстонцы, разрешив, например, обучение на русском языке, признав собственность Московского Патриархата и т.п. Самая сложная ситуация по-прежнему сохраняется в Латвии, где проживают свыше 400 тысяч неграждан, то есть людей с фиолетовыми паспортами, абсолютно непригодными для жизни в условиях членства республики в Евросоюзе, до которого остался ровно год. Хотя и в Латвии былой накал страстей по этому поводу уже ослаб благодаря некоторым примирительным шагам властей.
Эти проблемы, а также две обоюдные мании - российская мания величия по отношению к былым балтийским вассалам и ответная мания мнимого преследования со стороны бывшего Большого брата - на протяжении целого десятилетия мешали сближению Москвы с Ригой, Вильнюсом и Таллином. Нынешнее заседание форума показало, что в странах Балтии быстро растет понимание необходимости более тесного взаимодействия с Россией во всех сферах - в политике, экономике, культуре.
Это происходит, кроме прочего, еще и потому, что в последние месяцы осуществились главные цели балтийских политиков. Все три государства Балтии сейчас находятся в стадии оформления своего членства в НАТО, а объединение усилий РФ и США в антитеррористической борьбе после событий 11 сентября и последовавшее вскоре после этого создание Совета РФ-НАТО окончательно сняли с повестки дня тему "российской угрозы" для стран Балтии. Скорое вступление в состав ЕС добавит оборотов моторам их экономик, уже весьма тесно связанных с Большой Европой. Словом, можно уже говорить о том, что балтийские страны стали составной частью той системы координат, в которую они стремились на протяжении долгого периода времени.
Подобное "замирение" России со своими северо-западными соседями крайне выгодно обеим сторонам: мы для них - колоссальный рынок сбыта и источник быстрорастущего экономического потенциала, они для нас - очень удобный "мост в Европу": с дополнительными выходами к морю, хорошо налаженной логистикой, высоким уровнем развития информтехнологий, кроме того, нельзя забывать и о таком факторе, как владение большинством местных граждан русским языком.
- Еще недавно о странах Балтии некоторые российские политики говорили как о своего рода "баррикаде" на нашем пути в Европу...
- Нет, теперь это, безусловно, "мост", но никак не "баррикада". Этот "мост" нас соединяет прежде всего с регионом Северной Европы, кстати, наиболее динамично развивающимся в Европе. Здесь сосредоточена высококвалифицированная рабочая сила, много капитала, хорошо поддерживаются древние традиции ганзейской торговли.
И Северо-Западному региону России тоже есть что предложить соседям: у нас здесь сосредоточено 40% всех мировых нетропических лесов, 40% газа, 13% нефти, очень большое количество никеля и других полезных ископаемых. Можно говорить и об определенной культурной близости: с литовцами или шведами у жителей Пскова и Петрозаводска больше общего, чем, допустим, у краснодарцев или пермяков. Взаимное сотрудничество двух этих регионов может стать прообразом того самого проекта общеевропейского экономического пространства, о котором Владимир Путин и Романо Проди объявили в качестве перспективной цели развития нашего сотрудничества с Европой и ЕС, в частности.
Если грамотно подойти к осуществлению этих намерений, снять последние политические "заусенцы", создать инструменты сотрудничества по линии "государство - частный бизнес", то вместе с северными европейцами можно поднять такие большие проекты, как Штокмановское месторождение газоконденсатов или Тимано-Печерское нефтяное месторождение. Вступают в конкретную стадию проработки переговоры о прокладке нефтепровода по дну Балтийского моря, с появлением новых и расширением старых портов постепенно налаживается Балтийская трубопроводная система, которая в перспективе поможет разгрузить санкт-петербургский порт, достигший своего максимума - 30 миллионов тонн перевалки в год - и представляющий ныне заметную экологическую проблему для Северной столицы.
- Уже есть неплохие примеры многостороннего сотрудничества России и европейских стран в Балтийском регионе - например, в сфере электроэнергетики.
- Да, существуют весьма любопытные схемы РАО "ЕЭС" не только по перетоку электричества от нас в страны Северной Европы, но и по созданию общей энергосети от Владивостока до Франции, включая страны Балтии. В соответствии с проектом "шанхайской шестерки", недавно пошли контейнеры по маршруту Север-Юг: грузы для Севера Европы, например, из Индии идут ныне не через Суэцкий канал и вокруг Пиренеев, а по территории Ирана, через Каспий, по Волге попадают в систему наших каналов и далее на Балтику. Экономия составляет около 30 суток, хотя, конечно, предстоит "расшивать" еще многие проблемы на Волге, приводить в порядок порт в Астрахани, разбираться с правами собственников и т.д., но главное - что процесс уже пошел.
В последнее время ожила и Транссибирская магистраль. В случае благоприятного решения ряда вопросов Южная Корея, Китай, а в будущем, возможно, и Япония через территорию России будут напрямую соединены с центральной и северной частью Европы. Предполагается, что к 2005 году транзит грузов и пассажиров через нашу территорию будет приносить стране около 15 миллиардов долларов в год.
- Рассказывая о развитии сотрудничества с россиянами, многие зарубежные дипломаты и бизнесмены недобрым словом вспоминают наши таможенные порядки.
- Да, они действительно долгое время были притчей во языцех, но с недавних пор и в этой сфере ситуация начинает улучшаться. В частности, на российско-финской границе пограничники и таможенники обеих стран стали работать по так называемым "спискам надежных клиентов": грузы многих фирм подвергаются лишь выборочным проверкам, а в основном таможенные документы оформляются по принципу доверия. Облегчит ситуацию и новый Таможенный кодекс.
- Насколько, на ваш взгляд, балтийские страны готовы к членству в ЕС?
- Наиболее адаптированной можно считать Эстонию, экономика которой развивается весьма динамично, причем рост ВВП в последние годы составлял от 4 до 8%. Таллин - один из немногих среди будущих новичков, кто принял все правила игры ЕС, в частности, уже перекроив на европейский лад собственное законодательство. Конечно, большую роль в процессе подготовки сыграла Финляндия, в экономике она стала главным спонсором эстонцев.
Неплохо обстоят дела в экономике и у соседей эстонцев. Но во всех трех странах существуют и в будущем лишь усугубятся структурные проблемы в сельском хозяйстве. Евросоюз на сей раз не намерен так масштабно субсидировать эту отрасль у новичков, как делал прежде, и у них самих нет, конечно, средств для того, чтобы подтянуть село к среднеевропейскому уровню, сделать его конкурентоспособным. Поэтому можно ожидать разорения многих фермерских хозяйств.
- Что выиграет и проиграет Россия от членства стран Балтии в ЕС?
- Россия в основном от этого выиграет: ведь к нам физически приблизится та зона, на которую приходятся 47% внешней торговли РФ, откуда мы черпаем высокоразвитые технологии и т.д. Главное - не вставать в позу, не бравировать своей своими размерами, не поддаваться на провокации. Вот и в дни работы Балтийского форума в этих странах распространялся некий "меморандум", названный по фамилии известного московского политтехнолога, а в нем - знакомые призывы и аргументы: "Балтия жирует на нашем транзите, надо перекрыть нефть, выставить ультиматум, захватить, пригрозить..."
- Можно ли считать практически исчерпанной калининградскую проблему?
- В экономическом и чисто психологическом плане она, безусловно, закрыта. Евросоюз участвует в сооружении двух ТЭЦ в Калининградской области, рассматриваются грандиозные проекты по очистке воды, идет речь о создании спецэкономзоны с соответствующими льготами в торговле, есть интересные идеи в погранично-таможенной сфере. Существуют все возможности для того, чтобы область стала одним из наиболее динамично развивающихся регионов России.